Мэрия Москвы тратит десятки миллиардов на пропаганду в СМИ

Мэрия Москвы тратит десятки миллиардов на пропаганду в СМИ. Об этом издание «Медуза» рассказало в большом расследовании, описав, на что именно уходят такие огромные средства.

Больше всего субсидий Москва отдает СМИ, принадлежащим городу; прежде всего — на созданный в августе 2011 года по инициативе Собянина холдинг «Москва Медиа», куда входят два телеканала, три радиостанции, сайт M24.ru и информагентство «Москва». За последние два года компания получила от города 8,252 миллиарда рублей — не считая денег, которые достались ей в рамках отдельных проектов: создания роликов о парке «Зарядье» и благоустройстве московских улиц, а также компенсации затрат на вещание в Крыму (это единственный регион за пределами столицы, где вещает канал «Москва-24», самый крупный актив компании). По итогам 2016-го «Москва Медиа» без учета городских денег заработала 506 миллионов рублей, а ее чистый убыток составил 65,5 миллиона. Доля «Москвы-24» в столице, по данным Mediascope за последний месяц, составляет 0,9%.

Поддерживает Москва и другие средства массовой информации. Принадлежащий городу телеканал «ТВ-Центр» за два года, помимо денег из федерального бюджета, получил 421,3 миллиона рублей от мэрии напрямую — и отдельные суммы на производство конкретных программ (например, 20,5 миллиона на передачу «Православная энциклопедия»). Газета «Вечерняя Москва» — два с небольшим миллиарда рублей, больше половины из которых ушли на издание ежедневной бесплатной газеты для пассажиров метро «Москва вечерняя». Еще 226,7 миллиона потрачены на издания самой мэрии — «Вестника мэра и правительства Москвы» и ежемесячного журнала «Московские торги».

Получают московские субсидии и СМИ, которые городу не принадлежат, — в частности, агентство «Интерфакс», Первый канал, газета «Пионерская правда», газета для юных инспекторов движения «Добрая дорога детства» и другие. Миллион рублей в год получает редакция журнала делового совета по сотрудничеству с Индией, который возглавляет руководитель департамента международных связей мэрии Сергей Черемин.

Почти 250 миллионов рублей за два года мэрия потратила на цикл фильмов о федеральных органах власти — ФСБ, МЧС и Минюсте России, профинансировав также создание двух телефильмов о работе Генеральной прокуратуры для «России 1». Большую часть этих денег получили компания «Вианж» и «Фонд национального кино „Патриот“», единственным владельцем которого является Анна Жданович.

«Медуза» также рассказывает про структуру «Московские информационные технологии» (МИТ), которая на 51% принадлежит столичным властям, а на 49% — «НИИ социальных систем при МГУ» (НИИСС).

За последние два года МИТ и дружественные ей структуры, по подсчетам «Медузы», получили от мэрии подрядов более чем на 7,6 миллиарда рублей; чистая прибыль компании в 2016 году составила чуть больше пяти миллионов рублей.

В общей сложности, согласно документам из переписки, в 2014 году МИТ должен был закупить в различных печатных и электронных СМИ более 2500 полос формата АЗ на общую сумму 491 миллион рублей. Крупнейшей площадкой размещения была газета «Известия», с которой через фирму «Медиа-контент» был заключен контракт на сумму 180 миллионов рублей. Для сравнения: в том же 2014 году управление по информационной политике Московской области заплатило за размещение своих материалов тем же «Известиям» 34 миллиона рублей, а госкорпорация «Роснефть» — 30 миллионов. Для некоторых изданий контракты с мэрией были основным источником дохода: общая выручка газеты «Московская перспектива» в 2014 году составила 30,3 миллиона рублей, из них 25 миллионов редакция получила от МИТ.

Технические требования для получателей субсидий составляет начальник инфоцентра департамента СМИ Владимир Лысяков. Формулировки в этих документах довольно расплывчатые (например, «информационное сопровождение деятельности по обеспечению диалога общества и власти»); единственным критерием эффективности расходования субсидий является «соответствие фактических и планируемых сроков выполнения проекта».

Осенью 2014 года издание РБК опубликовало расследование о том, как мэрия Москвы научилась выводить свои сообщения в топ сервиса «Яндекс.Новости», подключив к системе несколько сотен госучреждений и районных газет. Как рассказывал РБК сотрудник одной из районных газет, ежедневно сотрудники МИТ присылают в редакцию две-три новости (в основном о деятельности мэра Собянина), которые необходимо переписать и опубликовать в течение 40 минут.

Два сотрудника мэрии, знакомые с работой департамента СМИ, и бывший подрядчик МИТ рассказали «Медузе», что взаимодействие властей с редакциями также оплачивается через субсидии. По их словам, именно на это НИИСС получает 66,5 миллиона рублей ежегодно с формулировкой «выпуск информационно-аналитической продукции, связанной с реализацией специальных мер, направленных на снижение уровня напряженности общественных отношений» — а за формулировкой «формирование контента для последующего использования СМИ» скрывается подготовка «темников» для окружных и городских газет.

МИТ не только получает субсидии, но и выигрывает у властей города тендеры — в общей сложности на 281,6 миллиона рублей за последние два года; в частности, на проведение пресс-конференций с московскими чиновниками и на рекламную кампанию по профилактике ВИЧ-инфекции и пропаганду традиционных ценностей. На всех торгах компания соревнуется с двумя конкурентами — «Красными палатами» (из 69 случаев выигрывали у МИТ дважды) и «Прагматикой» (участвовала в девяти тендерах — и все проиграла). Они же конкурируют с НИИСС, когда тот участвует в тендерах. В качестве своих контактных телефонов обе компании указывают телефон МИТ.

Одним из подрядчиков МИТ по работе с социальными сетями является компания «Теомедиа», принадлежащая Теодору Зазаеву. Об этом «Медузе» рассказали два бывших сотрудника МИТ; знакомый Зазаева также говорит, что тот сотрудничает с структурами мэрии (сам Зазаев на вопросы «Медузы» не ответил). Владельцу «Теомедиа» принадлежат более 400 районных групп в «Фейсбуке», «ВКонтакте» и «Инстаграме». По данным компании, месячный охват ее сети составляет более 6,9 миллиона человек. По словам одного из собеседников «Медузы», к услугам «Теомедиа» мэрия прибегает для снижения негативного информационного фона — например в ситуации с реновацией или арестами чиновников. SMM-менеджерами в компании работают несколько десятков слабослышащих надомных работников, часть из которых живет не в Москве.

Еще одна важная статья расходов мэрии на СМИ — 12 окружных газет и 136 районных изданий, на которые ежегодно тратится более миллиарда рублей. Районные московские СМИ раньше выходили на бумаге, но в 2014 году массово появились в интернете — и сразу зарегистрировались в каталоге «Яндекс.Новостей». Средняя посещаемость одного районного сайта — 11 500 человек в месяц; согласно результатам соцопроса, проведенного по заказу властей, 87% москвичей никогда не слышали об этих изданиях.

Источник: znak.com

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*