О Договоре пенсионного обеспечения трудящихся из Евразийского экономического союза

В рамках Проекта «Законодательство для добрососедства» мы продолжаем публикации материалов, которые относятся к данной теме. Надеемся, что они не только послужат юристам, но и покажут нашим читателям СМИ «Добрососедство», что работа по развитию качественных добрососедских отношений продолжается и на правовом фронте.

В рамках этого проекта мы публикуем материал «О  совершенствовании   проекта Договора  о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза», который предоставил нам постоянным автор «Добрососедства», профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения Московского государственного юридического университета имени О.Е.Кутафина Павел Морозов.  

Юрий Московский,

директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство»

 «О  совершенствовании   проекта Договора  о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза»

Распоряжение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19 января 2016 г. N 4 «О проекте Договора о пенсионном обеспечении трудящихся государств — членов Евразийского экономического союза» ознаменовало новый этап разработки  совместной пенсионной системы стран ЕАЭС.

По нашему мнению, данный  проект Договора нуждается в совершенствовании, что касается, прежде всего, того его положения, в соответствии с которым Договор распространяется на  следующие пенсии в Российской Федерации:

1) страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности, страховая пенсия по случаю потери кормильца;

2) накопительная пенсия;

3) выплаты за счет средств пенсионных накоплений…» (статья 2).

В данной статье нет никакого упоминания о трудовых пенсиях в РФ.

Следует отметить, что с 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ  «О страховых пенсиях», который ввел такое правовое понятие как страховая пенсия, а также закрепил механизм ее формирования, расчета и выплаты.

Однако, в п.9 статьи 35 этого Закона указывается, что трудовые пенсии, назначенные в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и выплачиваемые лицам, проживающим за пределами территории Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, выплачиваются в прежнем порядке.

Таким образом, можно сделать вывод, что Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» полностью не отменил трудовую пенсию, а оставил ее для проживающих за пределами территории Российской Федерации, не смотря на введение страховых пенсий, по Федеральному закону от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в котором отмечается, что:

«1. Лицу, выезжающему на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, перед отъездом по его желанию выплачивается сумма назначенной ему в соответствии с настоящим Федеральным законом трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) в рублях за шесть месяцев вперед.

2. На основании заявления лица, выехавшего на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, поданного в письменной форме или в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, сумма назначенной ему трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) может выплачиваться на территории Российской Федерации в рублях по доверенности или путем зачисления на его счет в банке или иной кредитной организации либо может переводиться за границу в иностранной валюте по курсу рубля, установленному Центральным банком Российской Федерации на день совершения этой операции. При этом перевод производится начиная с месяца, следующего за месяцем отъезда этого лица за пределы территории Российской Федерации, но не ранее чем со дня, до которого выплачена пенсия в рублях».

Положение  проекта Договора о том, что иные виды пенсий (пособий), предусмотренные законодательством государства-члена, назначаются и выплачиваются согласно законодательству государства проживания трудящегося (члена семьи) мы рассматриваем как слишком широкое и требующее конкретизации и детализации. Ввиду чего оно  может и не распространяться  на  трудовые пенсии в РФ.

Полагаем, что  необходимо в  проект Договора о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза внести положение о трудовых пенсиях в РФ, так как для отдельных категорий граждан они остались, а в Договоре о них ничего не написано.

Морозов Павел Евгеньевич (Морозов П.Е.), 

доктор юридических наук, Морозов П.Е., 

профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина

 (Московская Государственная Юридическая Академия(МГЮА) имени О.Е. Кутафина)

 

www.dobrososedstvo.com 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*