Правительство переписывает самый дорогой национальный проект

Министры полгода думали, как потратить 3 триллиона рублей на «Демографию».

В правительстве решили переписать один из самых затратных для бюджета нацпроектов – «Демография». Минтруд сообщил «НГ» о подготовленной новой версии паспорта, в которой авторы обещают ответить на вопросы о методиках расчета и обоснованности показателей. Его утвердят в конце декабря. В текущей версии нацпроект выглядит неубедительно. Почти все деньги будут потрачены на меры, которые осуществлялись бы и без него. Если говорить о новых мерах, то заметен крен в сторону информационной составляющей. В предстоящие шесть лет россияне будут примерно 30 раз в минуту подвергаться воздействию социальной рекламы, посвященной здоровому образу жизни, правильному питанию, семейным ценностям, уважению к пожилым. 

В РФ второй год подряд фиксируется естественная убыль населения. За январь–октябрь 2018-го  родилось на 180,5 тыс. человек меньше, чем умерло. В январе–октябре 2017-го естественная убыль составляла около 115 тыс. человек. В этом году миграционный прирост не компенсирует убыль населения. На этом фоне нацпроект по демографии воспринимается как один из самых главных в рамках реализации нового майского указа президента.

На конец декабря этого года запланировано утверждение паспорта нацпроекта «Демография» в новой редакции, которая снимет возникающие к нему вопросы. Об этом сообщили «НГ» в пресс-службе Минтруда. Напомним, куратором нацпроекта назначена вице-премьер Татьяна Голикова, а руководителем – глава Минтруда Максим Топилин. 

В новой редакции паспорта будут отражены утвержденные методики расчета целей, приведена информация об обосновании эффективности, достаточности и необходимости предлагаемых мероприятий, пояснили в ведомстве Топилина. На официальном сайте Минтруда можно найти первоначальную версию паспорта проекта, которая уже подверглась критике аудиторов.

Между разными нацпроектами возникает путаница. Один из главных ориентиров проекта «Демография» – увеличение ожидаемой продолжительности именно здоровой жизни до 67 лет. Среди других целей – увеличение суммарного коэффициента рождаемости до 1,7; увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни; увеличение до 55% доли граждан, систематически занимающихся физкультурой и спортом. Также проект нацелен на улучшение условий жизни семей с детьми и на поддержку пожилых граждан на рынке труда.

«Нацпроект «Демография» носит комплексный межведомственный и междисциплинарный характер. Он затрагивает сферы поддержки семей при рождении детей; создания условий для осуществления трудовой деятельности женщин, имеющих детей; создания условий для доступности дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет; здорового образа жизни; активного долголетия и повышения качества жизни пожилых; занятия физической культурой и спортом», – перечислили в Минтруде.

Все это предполагает существенное материальное обеспечение: «Средства будут выделяться непосредственно на строительство дошкольных учреждений для детей до трех лет, спортивных учреждений, стационарных учреждений соцобслуживания нового типа, отработку новых технологий долговременного ухода за пожилыми и инвалидами, выплату пособий, обеспечение профобучения женщин в отпуске по уходу за ребенком и предпенсионеров и т.д.».

Но помимо этого есть масштабный нацпроект «Здравоохранение». «Его целями являются обеспечение естественного роста численности населения и повышение ожидаемой продолжительности жизни», – сообщили «НГ» в пресс-службе Минздрава. Почему одни цели легли в основу именно «Демографии», а другие – именно «Здравоохранения», не уточняется. В Минздраве поясняют: «На ситуацию следует смотреть комплексно».

«Демография» – самый затратный для федерального бюджета нацпроект, подготовленный в рамках нового майского указа президента. Судя по предварительной версии паспорта, на его реализацию планируется потратить из бюджета около 3 трлн руб. за период с 2019 по 2024 год. И почти вся эта сумма (около 2,6 трлн руб.) на самом деле будет израсходована на одно направление – финансовую поддержку семей при рождении детей. Речь идет прежде всего о пособиях, материнском капитале, льготной ипотеке. Эти меры так или иначе реализовывались и до нацпроекта. «Следует отметить, что в рамках национального проекта не предусмотрены какие-либо новые меры поддержки семей, имеющих детей», – обращает внимание Счетная палата по поводу нацпроекта «Демография».

276-4-13_b2.jpg
В стране второй год подряд фиксируется естественная убыль 
населения. Фото PhotoXPress.ru

На фоне поддержки семей остальные расходы нацпроекта выглядят скромно. И даже в этом случае пока нет ясности, как именно будут распределяться средства: 2019 год отводится на «формирование подходов к приоритизации», разработку и внедрение отчетности, систем мониторинга. Причем новые подходы к сбору и анализу данных предполагается внедрять даже по тем направлениям, которые, как правило, и так отслеживаются статистикой и отраслевыми институтами – например, это касается структуры потребления.

Как сообщила в понедельник Татьяна Голикова, «предполагается, что Роспотребнадзором к 2020 году должна быть разработана и внедрена в России система мониторинга за состоянием питания различных групп населения с учетом структуры потребляемых продуктов и их качества». Из чего следует, что даже в новой редакции паспорта, которую Минтруд обещает утвердить в конце 2018 года, будут прописаны вовсе не все методики.

Несмотря на то что подготовка проекта велась ведомствами не один месяц, в нем все равно есть ошибки, которые могут повлиять на конечный результат. На это указывают аудиторы. «В качестве базового значения показателя «Доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом» указано отчетное значение за 2017 год – 36,8%. Однако расчет значения произведен с ошибкой», – сообщает Счетная палата в заключении на бюджет и паспорта нацпроектов. По ее данным, численность населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом в РФ в 2017 году, составляла 50,16 млн человек, и это на самом деле 34,2% от 146,8 млн жителей РФ.

При такой путанице с базовыми значениями будет непросто контролировать процесс реализации всего проекта. Судя по оценкам Счетной палаты, пока нацпроект «Демография» на 60% можно назвать статистически неизмеряемым, а значит, и непроверяемым.

Поводы для критики дает также в целом концепция проекта. Создается впечатление, что его авторы решили пойти по уже проторенной дорожке информационного воздействия на сознание граждан за счет средств бюджета. У правительства уже есть подобный опыт. Можно вспомнить, например, антиалкогольный ролик «Адская белочка» (2011 года). Недавно в интервью «Российской газете» Голикова рассказала про сюжет на Первом канале о том, как молодой человек решил бросить курить и подсчитать полученную финансовую выгоду. «В течение года или чуть больше, по-моему, он сэкономил миллион рублей просто в связи с тем, что перестал покупать сигареты. И это дало возможность ему сделать что-то иное, более полезное для себя, открыть свое дело», – отметила вице-премьер.

Теперь россиянам следует готовиться к массированному информационному воздействию, которое продлится как минимум шесть лет. Авторы проекта подсчитали, сколько именно в течение каждого года должно быть обеспечено «демонстраций» социальных роликов и просветительских материалов по телевизору, радио и в Интернете. В общей сложности речь идет не менее чем о 86,1 млн «демонстраций». То есть предполагается, что в течение шести лет примерно 30 раз в минуту россияне будут подвергаться воздействию социальной рекламы. И это не говоря о выпуске ко всему прочему соответствующей печатной продукции.

Тематика разнообразная: от популяризации мер поддержки семей с детьми и пожилых граждан до пропаганды здорового образа жизни и «создания текстовых материалов и визуальных образов», посвященных вопросам правильного питания.

В пресс-службе Минздрава, который будет отвечать в демографическом нацпроекте за здоровый образ жизни, пояснили, что мотивирование граждан – лишь один из подходов. Также будет создаваться среда для ведения здорового образа жизни, будут подготавливаться необходимые кадры, разрабатываться и внедряться корпоративные программы. Но и проведение информационных кампаний в ведомстве тоже считают важной составляющей. «Реализованная Минздравом в 2017 году кампания охватила около 95 млн жителей России, что составило 75,8% граждан в возрасте 12 лет и старше, а в городах-миллионниках – более 90,4%», – сообщили «НГ» в Минздраве.

Просвещать и объяснять надо, но какова цена вопроса и насколько эффективна будет информационная кампания? Очевидно, что решение, например, проблемы нездорового питания граждан в условиях падения доходов должно начинаться вовсе не с социальной рекламы, а с обеспечения доступности для населения необходимых продуктов. 

В нацпроекте упоминается такой пункт, как обеспечение доступа к отечественным продуктам, способствующим устранению дефицита микро- и макронутриентов. Но что именно под этим понимается – не уточняется. Наполнение полок магазинов полезными, качественными, а не суррогатными отечественными продуктами? Установление на них низких цен? Распределение полезных продуктов питания по продовольственным карточкам? Пока не будет ясного ответа на эти вопросы, трудно будет проверить эффективность исполнения проекта.

«Государству нужно что-то делать для повышения уровня жизни, улучшения демографических показателей. Поэтому возникают подобные программы, – поясняет первый вице-президент Российского клуба финансовых директоров Тамара Касьянова. – Будут, безусловно, отчитываться какими-то красивыми официальными цифрами. Но на практике, имея такую слабую экономику, что-то серьезно изменить в здоровье нации и демографических показателях весьма трудно».

Анастасия Башкатова

«НГ»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*