Айнаш Козубаева: В нашем уличном театре все артисты – трудовые мигранты

Айнаш Козубаева: В нашем уличном театре все артисты – трудовые мигранты

Айнаш Козубаева: В нашем уличном театре все артисты – трудовые мигранты

Такого творческого коллектива в Москве, изобилующей различными театрами, еще не было. А еще одна особенность недавно появившегося здесь первого кыргызского театра под названием “Аян”(“Предвидение”) в том, что он – уличный. И хотя не имеет собственного помещения, уже становится узнаваем в среде кыргызской диаспоры. О буднях и планах этой небольшой команды, состоящей из трудовых мигрантов-кыргызстанцев, VB.KG рассказала организатор и руководитель “Аяна” Айнаш Козубаева.
Айнаш Абазовна, уличный театр – явление по нынешним временам не совсем привычное. Как родилась такая инициатива?
– Все мы сегодня превратились в некие агрегаты для зарабатывания денег. А духовный мир остался на втором и последующих планах. Отсюда у людей и агрессия, взаимное недопонимание, непонимание, всякий негатив. И противостоять этому можно и нужно именно с помощью искусства. Чем больше будет различных коллективов – песенных, танцевальных, театральных, профессиональных и самодеятельных – от этого все мы только выиграем. Это необходимо и для кыргызов в России, которых здесь уже свыше миллиона, по официальным данным, а в реальности, наверное, и больше. Очень важно помогать им, находящимся вдали от родины, поддерживать связь с национальной культурой. А кого-то, для начала, и приобщать к ней. К сожалению, многие молодые трудовые мигранты, занятые с утра до вечера работой, отторгнуты от нее. Ни разу не были на спектаклях, и у них нет возможности, да и тяги посещать московские театры. Считаю ущербным для личности, когда люди, особенно дети, молодежь не имеют представления об этом прекрасном, идущим из глубины веков искусстве. Вот мы и пытаемся хоть частично восполнить такой пробел.
Мы – это кто?
– Вместе с нашими молодыми дарованиями это я и наш режиссер Садыр Сагынбаев. Заслуженный деятель культуры Кыргызстана, выпускник ВГИКа, художник, постановщик, актер, каскадер, талантливая и многогранная личность. Работал в Европе, снимался в кино, ставил спектакли. Вместе с ним мы и решили создать театр “Аян”. В данный момент Садыр Сагынбаев в Кыргызстане, участвует в съемках. Но через интернет постоянно на связи с нами. Для ребят он кладезь опыта и полезных советов, многому их научил. И теперь они сами уже сценарии составляют, в качестве режиссеров себя пробуют.
Что представляет из себя ваша труппа?
– Ну, это, пожалуй, еще слишком громкое название. Стабильного, устоявшегося коллектива пока нет, что связано со спецификой жизни трудовых мигрантов в Москве. Весь день они пропадают на работе, и могут репетировать только по вечерам. А у кого-то и это затрудняется особенностями рабочего графика. Одни возвращаются на родину, другие отсеиваются из-за загруженности, по состоянию здоровья. Чаще покидают нас девушки – кто-то выходит замуж, кому-то близкие не рекомендуют. Ребятам, наверное, все же проще сочетать основную работу с творчеством. На место одних приходят другие, такой вот живой процесс. Тем не менее, уже сформировался костяк из нескольких человек, настоящие фанаты, влюбленные в театр. Али Мадымаев, Фархад Аман уулу, Айбек Бурканов, Анзират Тасмаева, ряд других. Они без театра не могут. Не исключаю, что некоторые в будущем постараются связать свою судьбу с профессиональной сценой. Очень хотелось бы помочь им в этом. Сейчас пытаюсь выяснить, есть ли для граждан Кыргызстана квоты на поступление и учебу в российских театральны вузах, училищах.
А как вы ваших актеров находите?
– Начинали с того, что соответствующие объявления размещали в соцсетях – в Инстаграмме, Фейсбуке, Одноклассниках, группах в Вотсапе. В какой-то момент благодаря таким призывам собралось в общей сложности больше ста человек. А теперь уже помогает и сарафанное радио, да и про нас узнавать начинают, это тоже способствует притоку новых сил.
Сами вы какое отношение имеете к театру?
– Никакого. Если не считать, конечно, моего увлечения им еще с детства. Когда маленькими были, регулярно с родителями в Оше на спектакли ходили, отец за руки брал и вел. Став школьной учительницей русского языка и литературы, я продолжила эту традицию со своими учениками. Искренне переживала, когда после распада Советского Союза театральная деятельность в Оше и Бишкеке пришла в упадок. Но сейчас в этом плане и в Кыргызстане, и в России все меняется к лучшему, это не может не радовать. Театр “Аян” для меня – не только отдушина, это уже важная часть моей жизни. Как и – участие в литературном клубе “Москва кайрыктары” (“Московские напевы”). Здесь собираются наши соотечественники, люди разных возрастов и профессий, пробующие себя или уже заявившие о себе в поэзии.
С чего начинался “”Аян”?
– Он был образован в 2018 году. Для премьеры выбрали пьесу “Игра в Царя” известного в Центральной Азии таджикского драматурга Джумы Куддуса. Мы с ним дружим, в постановке этого произведения на профессиональной сцене участвовал и наш Садыр Сагынбаев. Спектакль тогда получил гран при и другие награды на международном фестивале. Но, по мнению Сагынбаева, в той постановке что-то было не досказано. Поэтому он и взялся теперь переработать пьесу. Ее тематика актуальная, разносторонняя, тут и извечная борьба добра со злом, и важность согласия между разными верами, и многое другое. А для нас “Игра в Царя” оказалась подходящей еще и в том плане, что там всего шесть действующих лиц и мало декораций. Как раз по силам для начала! Выступили – получилось, нам аплодировали. Вот тогда, что называется, и начали входить во вкус. В дальнейшем появились и другие постановки. Например, небольшой отрывок из “Семетея – сына Манаса”. Устраиваем также сатирико-юмористические концерты, чтоб земляки немного отдохнули от забот. Но идеи приходится сопрягать с имеющимися возможностями. Поэтому и репетиционный процесс, с учетом дефицита свободного времени, небыстрый.
А где репетируете?
– Где придется. Проще всего летом – тогда мы репетиции проходят прямо на природе, в одном из столичных парков, чаще всего это Петровский парк, на северо-западе Москвы. Иногда во время этого зрители собираются, с интересом смотрят, хлопают в ладоши. И полиция нас знает, никто не трогает, наоборот, одобряют. В непогоду, в холодное время года уже не порепетируешь под открытым небом. Тогда переиещаемся в чайханы, где есть кабины, в спортзалы. Вот недавно наша соотечественница, имеющая здесь собственное агентство недвижимости, предложила бесплатно пользоваться помещением для тренинга. Очень рады и благодарны ей!
Закономерный вопрос насчет декораций и реквизита
– Сами делаем, наш режиссер – он же и художник. Покупаем необходимые материалы, лепим, мастерим. А костюмы я и сама шью.
И где же зрители знакомятся с вашим творчеством?
– Выступаем, как и репетируем, там, где представится возможность. Например – Татарский культурный центр, его администрация предоставляет зал, когда там выдаются свободные дни. Несколько раз уже выступали в Доме культуры “Стимул” на Волгоградском проспекте, в Ресурсном центре НКО Комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы. Сотрудничаем со всеми, кто проявляет к нам интерес, кто идет навстречу. Вот не так давно подружились с известным Молодежным театром под руководством Вячеслава Спесивцева, ходим на их бесплатные мастер-классы, спектакли.
А на ваши выступления билеты надо покупать?
– Бывает, и на платной основе выступаем. Спонсоров у нашего театра нет, рассчитываем только на собственные силы, надо самих себя обеспечивать. Но цены устанавливаем более чем приемлемые по московским меркам – 300 рублей. Это хотя бы чтоб покрыть расходы на аренду, на изготовление костюмов. Но мы действуем строго в рамках закона, официально зарегестированы, как юридическое лицо, есть печать.
Зрители идут на вас?
– На первых порах их было десятка два, потом больше, а сейчас уже свыше ста человек набирается. Спрашивают, когда выступление очередное будет. Услышав про нас, говорят: “О, это аяновцы, надо пойти!” Мы рады, значит, что-то полезное делаем для народа. Кыргызские мигранты в Москве поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, пишут стихи. А теперь вот у них и свой театр есть.
Недавно стало известно о появлении еще одного, аналогичного вашему, кыргызского театра появился, под названием “Мурас”. Конкуренты?
– Что вы, конечно же, нет, это наши же ребята и девчата! И мы все общее дело делаем.
Контактируете с коллегами?
– Пока нет, но будем готовым помочь, чем сможем, если попросят. Очень рада за них. Когда образовались, сразу их поздравила. Сейчас они первые шаги делают, успехов им во всем!
Сами вы в Москве давно?
– Жила здесь с 2000 по 2010 годы. Потом вернулась домой – дети подросли, надо было поступать им в институты. Когда они получили дипломы, уехали в Россию. А нам что с мужем одним делать? Вот мы и отправились в 2016 году вслед за детьми. Здесь, в Москве, и внук, и внучка родились. Я работаю кассиром, супруг – по специальности архитектор-строитель, но трудится сейчас в сфере в сфере ЖКХ. Один сын – строитель, второй – в сфере общепита, дочь работает в салоне красоты. В общем, у каждого свое дело. Но мое дело – еще и театр “Аян”. И без него я, как уже говорила, не представляю своего существования. Как, наверное, и некоторые из наших ребят и девчат. Сегодня они сушисты, бармены, повара, строители, продавцы и другие. Но в будущем, может, кто-то прославит себя и свою республику на артистическом поприще, воплотит свою мечту в жизнь. Ну а пока она воплощается в нашем “Аяне”.

ПОДЕЛИТЬСЯ

Share on facebook
Share on whatsapp
Share on telegram
Share on vk
Share on twitter
Share on odnoklassniki