Что COVID-19 принесет трудовой миграции?

Что COVID-19 принесет трудовой миграции?

Что COVID-19 принесет трудовой миграции?

 Карантин в стране означает и ужесточение надзора за здоровьем мигрантов. Соответствующая информация по приезжающим должна поступать до их въезда в РФ, и, в случаях выявления опасных болезней у тех, кто уже прихал, может быть применена принудительная депортация.
Ситуация, сложившаяся в стране с короновирусом COVID-19, затронула наших соотечественников и работников из других стран. Россия закрыла границу для иностранных граждан с 18 марта 2020 года. Тысячи людей остались по обе стороны границы. Некоторые остались на границе между Россией и Казахстаном.
Об ужесточении контроля за мигрантами говорится в поручениях президента России Владимира Путина. В этом документе подчеркивается необходимость «совершенствования механизмов контроля и обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности в миграционной сфере».
Посол Кыргызской Республики в Российской Федерации Аликбек Джекшенкулов по этому поводу заявил в своем обращении ко всем соотечественникам, которые трудятся в России, что с 18 марта по 1 мая 2020 года вступает в силу временное ограничение на въезд на территорию России. Он попросил отнестись к этому с пониманием, поскольку такие же ограничения ввели и другие страны, в том числе и Кыргызстан. Это ограничение на въезд на территорию России не применяется в отношении водителей автомобилей международного автомобильного сообщения.
Также, как сообщил Джекшенкулов, посольство в России, ранее работавшее без выходных, теперь переходит на круглосуточный режим работы. Это позволяет обеспечивать дополнительные консультации и увеличение выдачи необходимых документов нашим гражданам.«
“Я обещаю, что мы своей стороны предпримем все действия по урегулированию данного вопроса”,- подчеркивается в обращении посла. 
Закрытие границы – это реально вынужденная мера, но она неизбежно ударит по судьбам тысяч людей.
Остается много вопросов, например, неизвестно, что же теперь делать тем, у кого истекают сроки пребывания в РФ и требуется выезд из страны или кому необходимо выезжать согласно правилу «90/180». Пересечь границу в обратном направлении необходимо и работникам по патенту, чтобы потом можно было оформить новый, однако обратно их, скорее всего, уже не пустят – несмотря на наличие в РФ семей и работы.
Этот вопрос, конечно, не остается без решения. Сейчас идут переговоры представителей России и Кыргызстана о конкретных методах решения этой проблемы. Пока что известно, что достигнута договоренность о том, что истекающее разрешение на пребывание на территории России будет продлеваться в отделе по делам миграции, также будет продлеваться срок действия патента.В
В московских районных судах, в Чертановском и Нагатинском судах, отменили депортацию нескольких мигрантов и предписали им выплату штрафа, то есть некоторая практика ограничения депортации, которая ставит трудовых мигрантов и их семьи в России в исключительно тяжелое положение, уже постепенно вводится.
Нынешняя ситуация выявила колоссальное количество проблем в трудовой миграции в России, на которые до этого власти попросту не обращали внимания, и ограничивались лишь употреблением своего права на депортацию иностранного гражданина. Нет человека — нет проблемы.
Теперь же, ввиду сложившейся ситуации, целесообразно начать заниматься реформированием сферы трудовой миграции в России в целом, что помогло бы решить многие конкретные проблемы, о которых давно говорят правозащитники и юристы.
Первый очередь проблема легализации мигрантов, которые вынужденно нарушили закон о миграционном учете по месту жительства. Этот закон, который крайне трудно соблюсти, породил огромное количество законопослушных, но вынужденно нелегальных мигрантов. Какое-то время на это не обращали внимания а теперь с этим надо что-то делать. И не только ограничиться разовой кампанией по прощению вынужденного нарушения закона, а изменить сам закон и сам порядок учета.
Необходимо также в срочном порядке внести изменения в правовом статусе трудовых мигрантов, в особенности в сфере трудовых отношений мигранта с работодателями. Эта реформа жолжна установить, что трудовые мигранты — это не рабы, а полноправные граждане (тем более, граждане стран ЕАЭС, в том числе и Кыргызстана, которым гарантируется равенство трудовых прав).
Нужно законом обязать работодателей обязательно заключить трудовой договор с мигрантами в течение пятидневного срока после приема работу, есть такой закон,но на практике не работает. (достаточное время, чтобы оформить договор), и ужесточить ответственность работодателей вплоть до уголовного ответственности. Миллиарды рублей российские работодатели зарабатывают на рабском труде мигрантов, не заключая трудовые договора и, кстати, не выплачивая налогов и социальных выплат, положенных по закону.
Медицинское страхование – отдельная тема. На этом ресурсе за последние годы кто только не зарабатовал! Различные коммерческие медицинские организации сегодня успешно продают свои услуги, полисы ОМС, который пустые и не гарантируют никаких реальных медицинских услуг.
О здоровье мигрантов начали всерьез думать только после пандемии короновируса COVID-19, правда, пока еще в русле привычных представлений, что якобы во всем виноваты сами мигранты.
Между тем, посол Кыргызстана в России Джекшенулов отмечал на конференции «Перспективы рынка труда Евразийского экономического союза и миграции», что достижение стратегической цели, о которой заявили государства – участники ЕАЭС, во многом зависит от обеспечения свободы перемещения товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов. Одно из важнейших задача в сфере трудовых миграции, выполнение принимающими сторонами обязательство в рамках стран ЕАЭС первую очередь на улучшение правового положения трудящихся и членов их семей, на повышение уровня правовой и социальной защиты. Их числе особо было отмечено, обязательное медицинское страхование членов семьи трудящегося, в особенности несовершеннолетних детей. В соответствии с Договором о ЕАЭС, социальное обеспечение (социальное страхование) трудящихся государств-членов и членов семей осуществляется по месту пребывания.
Но фактически этого мы до эпидемии коронавируса не видели.
Вместо реального медицинского страхования и социального обеспечения были фиктивные бумажки. Получается, что она из сторон договора об ЕАЭС просто не состоянии выполнить свои обязательства по договору? Не может или не хочет?
Впрочем, в нынешней ситуации вряд ли целесообразно искать виновных. Сейчас сложились подходящие обстоятельства для того, чтобы многое изменить, в том числе и в странах, откуда едут мигранты в поисках заработка. В первую очередь, надо изменить систему информирования мигрантов. Сегодня они, в сущности, ориентируются на слухи, и для них нет элементарной информации, касающейся их правового положения.
Мигранты не знают, как обратиться к полицейским (полиция сегодня главный надзорный орган над мигрантами в России), куда, как и какие документы подать, как найти и получить работу, как заключить трудовой договор, как заключить договор найма жилой площади (дающий основание для постановки на миграционный учет), как получить медицинскую помощь и так далее, и так далее.
Всем ведомствам в Кыргызстане стоит объединить усилия для того, чтобы провести подготовку своих граждан к выезду в другие страны на заработки. Ведь на их переводы государство очень рассчитывает, так что оно должно сделать свой вклад, чтобы граждане за рубежом трудились эффективнее, зарабатывали больше и имели проблем с законом. Для этого в сущности, нужна образовательная программа, составленная квалифицированными юристами.
Было бы также выделить страховой медицинский фонд, чтобы оплатить срочное лечение и медицинскую помощь тем гражданам Кыргызстана, которые или не получили медицинского страхования или купили фиктивный полис.
И пора уже прекратить позорящую Кыргызстан как государство практику, когда на отправку гроба с телом на родину деньги собирают всей диаспорой. Взаимная поддержка диаспоры — это здорово, но что, Кыргызстан такой нищий, что не имеет денег привезти тело умершего гражданина для захоронения на родине?
Наконец, надо больше задумываться о том, как граждан, работающих за рубежом, и часто приобретающим там квалификацию, устраивать на работу на родине, в том числе и на госслужбе. Да и коммерческий сектор можно пополнить специалистами с большим опытом работы в российских компаниях. Специалистами такими могут быть не только граждане Кыргызстана, но и этнические кыргызы с российским гражданством.
В общем, кризисная ситуация, связанная с коронавирусом, настолько резко и неожиданно сломало привычный ход дел, что оказалось — стоило серьезно задуматься, правильно ли мы живем, и хорошо ли у нас поставлено дело трудовой миграции за рубеж. Коронавирус трудовой миграции принесет явно не только риск заражения и болезни, но и довольно серьезные изменения в их положении и организации их труда. Во всяком случае, это было бы желательно.
Асилбек Эгембердиев, г. Москва

ПОДЕЛИТЬСЯ

Share on facebook
Share on whatsapp
Share on telegram
Share on vk
Share on twitter
Share on odnoklassniki