Как Кыргызстану представить свои трудовые ресурсы на рынке ЕАЭС после кризиса?

Как Кыргызстану представить свои трудовые ресурсы на рынке ЕАЭС после кризиса?

По всей видимости, эпидемия коронавируса серьезно изменит жизнь граждан Кыргызстана. Экономические прогнозы для республики выглядят неутешительно. По оценкам Министерства экономики КР, по итогам 2020 года падение ВВП республики может составить 5,3% — самый резкий спад во всей Центральной Азии.

Поэтому, экономический кризис неизбежно заставит менять государственную политику, работу органов власти, в первую очередь тех структур, которые отвечают за соотечественников за рубежом: МИД и Государственной службы по миграции (ГСМ). Обстоятельства настоятельно требуют изменения миграционной политики, поскольку трудовые мигранты являются главным экономическим ресурсом для Кыргызстана.

Времени на принятие решений и их исполнение не так и много. Если план спасения экономики республики и народа Кыргызстана не будет выработан и введен в действие, то вскоре, примерно весной будущего года, могут быть крупномасштабные волнения. Есть и другой политический фактор — на осень планируются выборы в Жогорку Кенеш КР и местных депутатов. Бездействие правительства может радикально перекроить состав парламента и местных выборных органов власти. Так что это очень ответственная задача, от выполнения которой зависит будущее Кыргызстана в самом прямом смысле слова.

Фактор МИД КР
Министерство иностранных дел играет особую роль в регулировании рынка труда в ЕАЭС, поскольку очень многие вопросы, связанные со въездом и пребыванием граждан Кыргызстана, решаются именно через структуры МИД КР и дипломатические представительства.
На мой взгляд, нужно изменить работу диппредставительств, поскольку их работа и структура уже не соответствуют сложившимся реалиям.

В Москве живет граждан Кыргызстана примерно столько же, сколько населения в Бишкеке. При этом состав Посольства Кыргызстана составляет не более 20 сотрудников. Попробуйте вот так Бишкеком управлять, имея столь небольшой административный аппарат. Совершенно очевидно, что 20 дипломатов и сотрудников консульства не могут решить проблемы сотен тысяч граждан Кыргызстана.

Такая задача возникла в период эпидемии. На посольство легла задача обеспечить возвращение граждан на родину. С 20 марта по 27 июня 2020 года было отправлено 11784 граждан Кыргызстана. Эта работа была сделана неимоверным напряжением сил и трехмесячной работой на износ.

Между тем, собираются уехать еще тысячи граждан. В Посольстве скапливаются буквально горы заявлений. Антикризисный штаб, созданный в марте 2020 года, не расформирован и после снятия ограничений и, видимо, не скоро будет распущен. Причина состоит в том, что посольские работники один на один с массой граждан, а МИД КР дипломатично отмалчивается и не торопиться что-либо предпринять для помощи своим гражданам в России.

Между тем, сотни человек ежедневно приходят в посольство, просят помощи в выезде. На российско-казахстанской границе, в оренбургской степи живут боле тысячи граждан Кыргызстана, которых не пропускают (и, видимо, в ближайшее время не пропустят), без воды, еды и медицинской помощи, под охраной российской Росгвардии.

Сотрудники посольства устали от напряженнейшей работы, а МИД КР не спешит ни отправить им замену, ни увеличить состав посольства, штат которого многие годы не менялся. Нужно подумать о том, чтобы назначить Почетных консулов, чтобы они помогали посольству в защите прав кыргызских граждан.

МИД КР должен не только поддержать посольство в России дополнительными кадрами и ресурсами, но и провести переговоры с Казахстаном на предмет пропуска кыргызских граждан. МИД КР молчит, так, что даже неясно, были ли какие-либо встречи или контакты с казахстанскими коллегами. Откроют ли коридор для возвращения в Кыргызстан — большой вопрос.

Фактор Госслужбы по миграции

Государственная служба по миграции тоже молчит. Хотя это странно, поскольку и уже сегодня многие соотечественники остались без работы, и завтра безработных будет еще больше.
Чем вообще занимается представительство ГСМ в России? По словам руководителя представительства ГСМ КР в России Майрамбека Бейшенова, их задача состоит в оказании содействия трудовым мигрантам.

Однако, на деле, гражданам Кыргызстана содействуют кто угодно, даже совершенно чужие люди, тогда как представительства ГСМ в мигрантских делах совершенно не ощущается. Чем они заняты тогда? Расходованием бюджетных средств, что ли?
Граждане жалуются на представительство бесконечно: не отвечают на телефонные звонки, прием ведут только для отчетности, почти всю работу перекладывают на посольство, в штате которого один или два юриста, и они физически неспособны справиться с валом  юридических дел по мигрантам. При этом представительство ГСМ КР в России занимает особняк в центре Москвы и получает солидный бюджет.

Вообще, неизвестно, что именно входит в полномочия представительства ГСМ КР в России и в чем именно должно выражаться их содействие. Раньше они занимались тем, что помогали истребовать с работодателей невыплаченную заработную плату. Это весьма важно и нужно, однако, не исчерпывает всего списка дел, которые должно делать представительство ГСМ в России.

Иногда думается, а нужны ли такие нахлебники Кыргызстану? Если они ничего не делают, то проще представительство расформировать, а деньги передать на другое, да хоть на вывоз граждан из России.

Труд нужно правильно продать
Сегодня по различным оценкам, граждане из КР теряют порядка 25% своей зарплаты из-за слабого знания русского языка, необоснованных штрафов, невыплаты зарплаты, полицейских поборов и так далее. Это огромные деньги, десятки, если не сотни миллионов долларов ежегодно.

Если бы ГСМ КР работало бы правильно, то эти деньги достались бы кыргызстанцам сполна.
Для этого нужно:
1. Проводить обучение русскому языку и специальностям в Кыргызстане.
2. Проводить обучение российским законам и основам защиты своих прав в различных ситуациях.
3. Проводить переговоры с крупными работодателями, на предмет, легализация, условия и оплата труда (ритейлеры, торговые сети, клининговые компании, сети общественного питания, сети ресторанов, строительные компании), которые много нанимают иностранной рабочей силы, чтобы они соглашались на найм граждан Кыргызстана на выгодных для нас условиях.

Труд — это тоже товар, и чтобы его продать, надо его правильно приготовить к продаже, правильно договориться и провести сделку.
Трудовые ресурсы — один из главных экономических ресурсов Кыргызстана. Потому, если есть хоть небольшая возможность вывозить граждан на заработки, то нужно вывозить. Но так, чтобы граждане работали хорошо, получали много и не испытывали притеснений.
С точки зрения этой задачи, ГСМ КР и его работа совершенно неудовлетворительны.  Такой орган надо расформировать по причине бездействия и сформировать заново из других людей.

Асилбек Эгембердиев, Москва