МИД России: договоренности ЕС- Турция по миграции должны соответствовать международным нормам

Достигнутые между Евросоюзом и Турцией договоренности, в особенности по вопросам процесса евроинтеграции Турецкой Республики, касаются прежде всего ЕС и Анкары. 

Как сообщила на брифинге в Москве 24 марта официальный представитель Министерства иностранных дел России Мария Захарова, в отношении шагов, намеченных ими в контексте урегулирования проблемы массовой миграции из региона Ближнего Востока и Северной Африки (БВСА), российская сторона исходит из того, что они должны соответствовать существующим международно-правовым нормам, направленным на обеспечение прав беженцев и прав человека в целом.

Вместе с тем при оценке миграционных мер считаем важным иметь в виду следующее. Насколько можно судить, прилагаемые ЕС и Анкарой усилия направлены, в первую очередь, на уменьшение бремени испытываемого ими в свете обострившейся в последние годы проблемы беженцев из этого региона. Озабоченность стран, страдающих от проблемы вынужденной массовой миграции, вполне понятна. Однако следует помнить и российский МИД здесь неоднократно об этом говорил, что нынешняя ситуация с беженцами возникла не сегодня и не месяц назад. Она является результатом долгосрочной или затянувшейся турбулентности в регионе, вызванной многолетней политикой отдельных стран не только Запада, но и ближневосточных государств по смещению и по смене/замене неугодных режимов, искусственному изменению политических систем и устоев в той или иной стране.

«Убеждены, что решение проблемы беженцев должно осуществляться не только путем устранения «симптомов». Решить ее основательно и долгосрочно можно лишь посредством коллективных международных усилий по содействию комплексному мирному урегулированию в регионе БВСА.

В частности, говоря о сирийском конфликте, исходим из необходимости для всех членов международного сообщества следовать ключевым договоренностям по этому вопросу, включая резолюцию 2254 СБ ООН, заявления Международной группы поддержки Сирии 2015-2016 гг. и, конечно, базового документа в данной сфере – Женевского коммюнике 2012 г., обеспечить строгое соблюдение действующего в Сирии режима прекращения боевых действий, а также отказаться от любых шагов, выходящих за рамки утвержденных СБ ООН параметров урегулирования»,- также отметила Мария Захарова.

«В этом контексте вызывает вопросы то, что глава правительства Турции, комментируя итоги саммита с ЕС, вновь пытался продвигать далеко не однозначную инициативу Анкары по созданию на территории суверенного сирийского государства так называемых «безопасных зон». Причем фактически подавал эту идею, как дело уже решенное и в качестве «важнейшего элемента коллективных усилий» по достижению жизнеспособного и долгосрочного урегулирования миграционного кризиса. Хотели бы подчеркнуть, что такие «зоны» никогда не являлись элементом международных усилий по решению миграционной проблемы или звеном международного процесса по преодолению сирийского кризиса в целом. Турецкому руководству следовало бы оставить попытки проталкивать эту инициативу (мы на эту тему много говорили не только в Москве, но и в ООН), тем более без согласия законного правительства Сирии и в обход Совета Безопасности ООН»,- добавила она.