Мигранты в России: изменится ли федеральный закон для мигрантов?

Мигранты в России: изменится ли федеральный закон для мигрантов?

Мигранты в России: изменится ли федеральный закон для мигрантов?

В рамках Перекрестного года Кыргызстана и России, в феврале 2020 года состоится Международная конференция Евразийского экономического союза, посвященная безопасному пребыванию мигрантов в России.   
Тема этой конференции: «Перспектива рынка труда Евразийского союза и миграция». Цель конференции состоит в обсуждении условий и возможностей трудовой миграции, и, в частности, вопросов безопасности миграции и будущего трудовых мигрантов в России. Среди участников конференции представители профильных органов России и Кыргызстана, Государственной Думы РФ, Жогорку Кенеша КР, члены правительства КР и представители кыргызской диаспоры в России.
Проведение этой конференции очень своевременное, поскольку нужно неотложно обсудить, на мой взгляд, два вопроса, связанного с трудовой миграцией.
В 2020 году широко празднуется 75-летие победы в Великой Отечественной войне. В ней участвовали все народы Советского Союза, в том числе и народы советской Средней Азии: жители Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Туркмении. Они очень многое сделали для победы. Нынешние трудовые мигранты — это внуки и правнуки тех, кто стоял в одном строю с русскими и украинцами, кто отражал вражеские атаки и шел в наступление; тех, кто работал на военных заводах и производил оружие, кто добывал руду, уголь, выращивал хлеб, хлопок и шелк. Достаточно сказать, что Узбекистан в годы войны производил основную часть хлопка, из которого делалась ткань для солдатских гимнастерок, медицинские бинты и вата, из которого производился порох для снаряжения патронов, артиллерийских снарядов и ракет. Смогла бы Красная Армия воевать, если бы не было узбекских дехкан, которые растили и собирали руками драгоценный хлопок?
Когда летчик прыгал из подбитого самолета, над его головой раскрывался парашют, сшитый из шелка, сделанного узбекскими девушками. Они разматывали тончайшие нити шелкового кокона и ткали тонкую шелковую ткань, которая давала летчику шанс спастись и вернуться в строй.
Наконец, советские республики Средней Азии приняли сотни тысяч эвакуированных людей из разных районов и городов, попавших под оккупацию. Им дали кров и хлеб, несмотря на собственную нужду. Десятки тысяч детей-сирот, оставшихся без родителей, были взяты в семьи на воспитание.
Это все нужно помнить, и помнить то, что нынешние трудовые мигранты — это потомки тех, кто внес огромный и неоценимый вклад в победу. В особенности это нужно подчеркнуть в 75-летнюю годовщину победы. В общем, нельзя относиться к ним к мигрантам так, как к ним относятся. Это черная неблагодарность и забвение истории.
Помимо соблюдения исторической справедливости, нужно еще проанализировать текущее состояние и итоги трудовой миграции в России. В частности, нужно решить такие вопросы: количество трудовых мигрантов, которые работают на территории России, в каких секторах экономики они заняты, какие экономические результаты  получают от использования труда мигрантов.  Все эти сведения нужны для экономической оценки и прогнозирования развития рынка труда в России, и в частности, присутствия на нем граждан из стран Центральной Азии. Регулирование рынка труда мигрантов должно все же опираться на научный анализ ситуации.
Вопрос первый: правовое отношение к мигрантам:
Правовые отношения в российской трудовой миграции не лучше, чем трудовые, и тут вопрос гораздо серьезнее. В 2018 году вступил в силу федеральный закон ФЗ-163, согласно которому иностранные граждане должны становиться на миграционный учет по адресу фактического проживания.
Это формальное требование, по существу, противоречит всем правам приезжающих. Им попросту становится невозможно легально зарегистрироваться по месту временного проживания. Причина очень проста: никто из владельцев жилья не желает их регистрировать в своей квартире.  Хотя никто не может запретить владельцам квартир это делать, тем не менее, те, кто регистрирует по своему адресу трудовых мигрантов из стран Центральной Азии, очень часто проверяют и штрафуют. Потому владельцы квартир стараются избегать лишних проблем с полицией.
В силу этого обстоятельства, мигрантам приходится соглашаться на проживание без регистрации. Жилье ведь нужно снять в первую очередь. Если владелец квартиры, сдавший ее в найм, отказался их зарегистрировать (а по Жилищному кодексу РФ у него есть это право), мигрантам ничего не остается делать, как стать нарушителями закона поневоле.
Такой нарушитель поневоле становится легкой добычей полиции и источником незаконных доходов. Имеется немало случаев, когда полицейские приходят в квартиру мигрантов, ногой открыв двери, «терроризируют» мигрантов, отбирают у них документы, привозят в отдел, угрожают депортацией. Цель  такого давления состоит в том, чтобы вынудить мигранта откупиться. Если мигрант не пожелал дать взятку, то на него тут же оформят протокол, как на нарушителя правил регистрации, и депортируют на родину, поскольку у полиции есть такое формальное право. Такие случаи часто наблюдаются сегодня в Москве и в Санкт Петербурге, именно из этих городов часто поступают жалобы.
Закон составлен так, что его очень трудно выполнить, и честный мигрант не имеет возможности легализоваться и работать на законных основаниях. Закон не дает возможности выбора способа регистрации, по месту жительства, по месту работы, или в какой-то специализированной службе.
  По мнению известной правозащитницы Валентины Чупик, профессионально защищающей права трудовых мигрантов в России, стоит вообще отменит  миграционный учет в России, как формальность, создающую основу для коррупции. Прибывающие из-за границы и отбывающие за пределы России все равно учитываются Пограничной службой ФСБ России.
       Следующая проблема состоит в том, что сегодня нет профильной организации, занимающейся делами мигрантов. Прежняя Федеральная миграционная служба уже упразднена, а вместо него была создана Росгвардия. Фактически, это та же полиция. Так что, теперь мигрантами управляет полиция. И это странно, поскольку полиция и Росгвардия нацелены на работу с правонарушителями и преступниками. Передача мигрантов в их ведение фактически смотрится как объявление всех мигрантов преступниками.
      Полиция и Росгвардия делает то, что умеет. Каждый день поступают жалобы о незаконном задержании трудовых мигрантов полицейскими или росгвардейцами. Им просто не дают нормально отдохнуть после долгого трудового дня. Им угрожают депортацией, унижают и оскорбляют, а в последнее время их начали избивать (например , 12 декабря 2019 года в Хабаровске были избиты 70 трудовых мигрантов из разных стран Центральной Азии; несмотря на обещания расследовать этот случай, пока что никаких результатов нет, уголовные дело против росгвардейцев, которые избивали мигрантов, так и не было возбуждено). Подобных примеров не мало.
Сегодня на одного легального мигранта приходится несколько нелегальных мигрантов (точнее, тех, кто не смог легализоваться; нелегальными нужно называть тех, кто умышленно уклоняется от исполнения законов). Вот результаты, вот высокие «достижения» в области трудовой миграции в России! Такой трудовой рынок, конечно, нельзя назвать цивилизованным. Это и не рынок труда, а, по существу, слегка закамуфлированное рабство и бесправие.
Второй вопрос: трудовые отношения:
Одна из самых серьезных проблем российской миграции, которая наблюдается в течении многих лет, состоит в грубом нарушении трудовых отношений работодателей с мигрантами. Как хорошо известно, сегодня в России трудовые отношения не урегулированы, профильные органы практически не обращают внимания на проблемы трудовых мигрантов. Правоохранительные органы, которые должны урегулировать споры между работниками и работодателями, тоже оставляют без внимания многочисленные обращения по трудовым спорам. 
Работодатели часто просто не заключают трудовые договора с мигрантами; часто не оплачивают их труд, пользуясь различными уловками. Особенно легко обманывать работника, работающего без договора. В этом случае нет самого юридического факта найма на работу, и мигрант таким образом ничего не может доказать, не может обратиться ни в полицию, ни в суд. Некоторые работодатели набирают мигрантов на короткий срок, не оплачивают их труд или оплачивают в мизерном объеме, потом увольняют и набирают новых. Таким образом, работа мигрантов обходится ему в ничтожные суммы, а невыплаченную работникам заработную плату работодатель кладет себе в карман. Вероятно, на недоплате мигрантам в России делаются многие миллиарды долларов такой незаконной прибыли.
В России уже много лет работает представительство Государственной службы по миграции Кыргызстана. Как заявил его руководитель в своем отчете перед кыргызской диаспорой в России в 2019 году, 80% их деятельности приходится на выбивание заработной платы соотечественникам  от не обросовестных работодателей. В сумме это десятки миллионов рублей в год. Кыргызское представительство в России вынуждено работать своего рода «коллекторами» по выбиванию долгов.
Плохое отношение к мигрантам и их эксплуатация и грабеж тесно связаны друг с другом. Нельзя же обманывать хороших людей. А если их объявить плохими, зачеркнуть все заслуги их предков, то уже появляется возможность их грабить и обманывать.
Поэтому, на конференции нужно обсудить не только проблему трудовой миграции вообще, но и самые важные конкретные вопросы. Среди них вопрос об отмене ФЗ-163, который чаще всего и превращает мигрантов в нелегалов, и разработки новой системы регистрации трудовых мигрантов: простой, понятной, и, самое главное, без какой-либо коррупционной составляющей. И надо все же ввести какой-то государственный орган по делам трудовых мигрантов, например министерство труда РФ.  Трудовые мигранты не преступники и не должны быть под надзором полиции.
Асилбек Эгембердиев, журналист, общественный деятель  
 
      

ПОДЕЛИТЬСЯ

Share on facebook
Share on whatsapp
Share on telegram
Share on vk
Share on twitter
Share on odnoklassniki