Проблемы, которые касаются всех

Свидетельствуют ли происходящие в последнее время частые террористические атаки в различных уголках мира, особенно в Турции, о приближении угрозы терроризма к Центральной Азии, в том числе Кыргызстану? Как на сегодняшний день обстоит религиозная ситуация в стране? Как обстоит дело с деятельностью такой организации как «Таблиги Джамаат»? Содержит ли она потенциальную угрозу для общества? Ответы на эти и многие другие вопросы, я хотел бы рассмотреть в данной статье.
Как известно, для стран Центральной Азии в последнее десятилетие характерна чрезмерная исламизация широких масс населения. Наиболее неконтролируемая ситуация в этом плане царит в Кыргызстане, который со временем превращается в некий «островок исламизации». Современная религиозная ситуация в КР характеризуется ослаблением влияния традиционных религий в обществе вследствие длительного религиозно- духовного вакуума, имевшего место в советский период истории страны. По официальным данным в стране на данный момент ведут свою работу 19 запрещенных религиозных организаций, признанных деструктивными и экстремистскими. И практически многие из них позиционируют себя не как вахаббиты или салафиты, то есть не говорят о своей ангажированности с какой-то запрещенной организацией, хотя при этом идеология для них остается прежней.
И сколько конкретно людей запутано в этой паутине, сказать почти невозможно. И все мы знаем, какой урон может принести «жизнь» одной только такой организации. Об их масштабном и негативном влиянии на сознание людей, уже нужно не просто говорить, а кричать, уверены многие международные специалисты.
К одной из таких можно отнести организацию «Таблиги Джамаат», официально не запрещенную на территории Кыргызской Республики.
Начнем с того, что свою деятельность эта религиозная организация ведет практически с 1927 года и по всему миру. Сейчас это — большая, влиятельная, разветвленная международная организация.
По официальным данным правоохранительных органов Кыргызстана, количество последователей организации «Таблиги Джамаат» насчитывает около 18-20 тыс. человек, основная часть которых проживает в южных областях. Целью «Таблиги Джамаат» является духовное преобразование в исламе посредством работы участников на уровне широких масс людей и обращения к мусульманам вне зависимости от их социального и экономического статуса. Крупные ячейки организации действуют в Бишкеке, Оше, Джалал-Абаде, Кара-Балте, Ошской области. Общеизвестно, что отличительной чертой организации является отсутствие устава, программы, нежелание регистрироваться где бы то ни было. Ее последователи нередко заявляют, что они не члены «какой-то» организации, а просто мусульмане, которые занимаются искренним призывом к вере.
Сторонники РЭО продолжают нарушать законодательство о религиозной деятельности, хранить литературу экстремистского содержания. Есть факты привлечения к незаконной миссионерской деятельности несовершеннолетних. Одной из самых главных проблем является то, что «Таблиги Джамаат» свойственна закрытость. Центры находятся за рубежом — в Индии, Пакистане и Бангладеше, их программа и установки известны только узкому кругу лидеров движения. Данный подход противоречит традициям ислама, который не приемлет закрытости и слепого подчинения. По данным зарубежных СМИ, 80% исламистских экстремистов являются выходцами из рядов «Таблиги Джамаат».
Попытки убедить кыргызских религиозных деятелей в деструктивной деятельности организации предпринимаются по сегодняшний день. Но вопрос о ее закрытии постоянно отодвигается на неопределённый срок. Тот же ГКНБ и Госкомиссия Кыргызстана не смогли это осуществить, ведь это движение активно защищает духовное управление мусульман республики.
С учетом всех этих факторов, можно сделать вывод, что именно Кыргызстан на данный момент является самым слабым звеном в цепи защиты региона. Казахстану, Таджикистану, Туркменистану и Узбекистану следует серьезно задуматься о положении своего регионального соседа и предпринять необходимые меры по защите государственных границ с Кыргызстаном.
В свое время, Артур Шопенгауэр, немецкий философ, писал: «Вера — это то, что лежит на одной чаше весов, при том, что на второй всегда лежит разум». Слова хорошие, нелишне только напомнить, что невозможно противостоять идеологии радикализма и религиозного экстремизма без поддержки самих традиционных религий.
Если смотреть на ситуацию в Кыргызстане в ракурсе деятельности РЭО, хотелось бы донести несколько своих предложений для улучшения «идеологического климата» в стране.
Необходимо создать прочную научную базу и разработать концепцию государственно-религиозных и религиозно-общественных отношений. Разработать теоретическую модель религии для прогнозирования ситуации.
Перейти на качественно новый уровень взаимодействия с традиционными религиозными организациями. Важным шагом в данном направлении и правовым основанием уже стала «Концепция взаимодействия ОВД с религиозными организациями» реализуемого с 2009 года в КР. Данная концепция стала одним из тех главных толчков, во взаимодействии ОВД и религиозных организаций.
При регистрации религиозных объединений в стране необходимо не только проводить религиоведческую экспертизу литературы, но и целей конкретного объединения, его нравственных принципов, практикуемых религиозных обрядов. И изучать это должны не только религиоведы, здесь должны подключиться юристы, психологи и другие специалисты.
Требуется совместное усилие государственных органов и общественности. Ведь от их активного и тесного взаимодействия зависит успешность борьбы, своевременное пресечение преступной деятельности отдельных экстремистов и экстремистских организаций.
В многоконфессиональном и многонациональном Кыргызстане для противодействия экстремизму необходимы организации, объединяющие представителей всех диаспор, представители которых — приверженцы самых разных конфессий. А социально-профилактические мероприятия, должны быть направлены на предупреждение экстремизма и укрепление межэтнического согласия, сопровождаться культурно-массовыми акциями. У правоохранительных органов и спецслужб должны быть грамотные специалисты, которые могли бы определять, что есть угроза национальной безопасности, а что не представляет угрозу.
В случае неконтролируемого развития ситуации страну может ожидать изменение общественной системы ценностей, возникновение идейных противоречий и конфликтов социального и политического характера.
И никто из нас в настоящее время не может сказать, что эти проблемы не касаются его. Это проблема всего социума, частицей которого является каждый из нас

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*