Русский в Кыргызстане – востребован в народе

Русский в Кыргызстане – востребован в народе

В Оше прошел круглый стол, приуроченный к предстоящему перекрестному году Кыргызстана в РФ и России в КР.

В рамках мероприятия обсуждались значение русского языка для развития кыргызско-российского межрегионального экономического и культурно-гуманитарного сотрудничества, а также проблемы его изучения в Кыргызстане, и, в частности, в южных регионах республики.

— Выбор Оша для проведения данного мероприятия был не случаен. Прежде всего, нужно понимать, что основные потоки трудовой миграции из Кыргызстана в Россию идут именно их южных регионов страны. Поэтому и изучение русского языка здесь достаточно востребовано, о чем не раз говорил и президент Сооронбай Жээнбеков, — отметил сопредседатель Клуба региональных экспертов КР «Пикир», политолог Игорь Шестаков.

Роль русского языка в миграционных процессах отметил в своем выступлении и Консул РФ в КР Андрей Григорьев. Он озвучил официальные данные, согласно которым, за последние несколько лет в трудовую миграцию в Россию из Ошской области выехали 200 тысяч человек, примерно столько же из Джалал-Абада, и из Баткена – более 260 тысяч.

— Я полагаю, что это одна из причин, почему кыргызстанцы хотят изучать русский язык. Без знания русского языка, выезжая за пределы страны они сталкиваются с проблемой коммуникаций, что в той же России может помешать им найти хорошую работу, — отметил российский дипломат.

О проблемах функционирования русского языка в Кыргызстане рассказала к.ф.н., доцент, заведующая кафедрой теории и истории русской и зарубежной литературы факультета русской и славянской филологии КНУ им. Ж.Баласагына Бактыгуль Дюшебекова.

— В Кыргызстане русский язык имеет статус официального. Сегодня он рассматривается, как национальное достояние, и правительство республики прилагает усилия, чтобы не утратить его, учитывая, что в этом есть и объективная необходимость. Но все мы знаем, что фактическое владение русским языком в республике повсеместно сужается, — отметила Бактыгуль Дюшебекова.

По ее словам, есть несколько причин, объясняющих эту тенденцию. Они связаны с массовым оттоком русскоязычного населения, закономерным усилением позиций государственного языка, и с проблемами экономического характера, к которым относятся низкий уровень жизни населения, нехватка педагогических кадров, в общеобразовательных учреждениях Кыргызстана.

Более подробно данную проблему описала доцент кафедры всемирной литературы ОшГУ Занфира Мискичекова. Она подчеркнула, что политические игрища убивают в Кыргызстане систему образования.

— За годы независимости мы практически ничего не построили. Из года в год ситуация в образовательной сфере только ухудшается. Сводится к минимуму преподавание важных дисциплин, в результате чего, зачастую мы выпускаем из вузов полуфабрикаты, а не профессионалов. Например, мы готовим руссоведов, которые по окончании вуза элементарно не знают русского языка, — отметила докладчица.

В свою очередь директор школы-гимназии №21 им. А.С. Пушкина г.Оша Манзура Асланова рассказала о масштабах востребованности русского языка в Кыргызстане.

— Сегодня даже национальные школы сегодня открывают на своей базе русские классы. Но их основная проблема, как и в русскоязычных школах, сводится к отсутствию профессиональных кадров. Поэтому нам самим приходится переподготавливать учителей из национальных школ. Поэтому я считаю необходимым открыть курсы переподготовки преподавателей, — отметила она.

А вот заслуженный учитель КР, преподаватель школы-гимназии №4 им. Кирова г. Оша Галина Богомолова отметила, что сужение языковой среды – это естественный процесс, который не остановить. При этом она подчеркнула, что востребованность в изучении официального языка очень велика.

— Население стремится изучать русский язык. Один из моих учеников, когда я спросила, зачем ему нужен русский язык, ответил, что ему этот язык нужен, чтобы не опозорить и достойно представлять Кыргызстан на международном уровне, — рассказала педагог.

Она обозначила и ключевые проблемы, с которыми сталкиваются школы в процессе преподавания официального языка.

— Переполненность в местных русскоязычных школах – это одна из ключевых проблем. Так, в нашей школе учатся 3850 человек, в то время, как рассчитана она на полторы тысячи учащихся. У нас по 50 человек в классе учатся, — подчеркнула Галина Богомолова.

По ее словам, немаловажной проблемой остается и проблема учебников.

— Учебники для 5, 6, 7 классов наше Министерство образования все-таки приобрело. А вот учебников для 8, 9, 10 и 11 классов вообще категорически не хватает, — обрисовала ситуацию Галина Богомолова.

Во время круглого стола, школе им. Кирова были переданы учебники по литературе для 11 классов. Их школе передал Клуб региональных экспертов КР «Пикир». Поддержку в приобретении учебников оказал общественный фонд «Исмаил Ата».

— Мы благодарны Клубу «Пикир» и фонду «Исмаил Ата» за предоставленные учебники, в которых остро нуждалась наша школа. Если честно, то мы и не надеялись, что кто-то обратит внимание на наши проблемы, учитывая, сколько лет мы пытаемся обратить внимание на катастрофическую нехватку учебников. Мы не раз обращались в официальные инстанции КР и РФ, чтобы решить этот вопрос, но никто нам так и не ответил, — подчеркнула Галина Богомолова.

Политолог Игорь Шестаков, продолжая тему, отметил, что вопрос нехватки учебников обсуждается на дискуссионных площадках уже не первый год.

— Осенью 2016 года Клуб «Пикир» впервые провел круглый стол, где обсуждалась ситуация с русским языком на юге страны. Тогда учителя ряда школ города Ош, включая школу имени С.М. Кирова, не просто рассказали о бедственном положении дел с учебниками на русском языке, но и продемонстрировали, те учебные пособия, которые используются на занятиях в их школах. Это были учебники конца 70-х годов. При этом в классе на 40 учащихся было по всего 3–4 учебника, — рассказал сопредседатель Клуба региональных экспертов КР «Пикир» Игорь Шестаков.

По его словам, в течение трех лет Клуб «Пикир» искал возможность помочь с учебниками той же школе имени Кирова.

— Мы обращались к различным структурам в Кыргызстане и России, но все было безрезультатно. И вот в преддверии нашего круглого стола в Оше, к нам обратились из общественного фонда «Исмаил Ата». Они предложили передать партию новых учебников по литературе. Мы решили направить эту помощь в школу имени Кирова. Надеюсь, что подобная акция будет не последней и станет примером поддержки образовательных учреждений со стороны бизнес-сообщества, в первую очередь в регионах страны, — добавил эксперт.

В свою очередь представитель ОФ «Исмаил Ата» Диана Камалова отметила тенденцию к возрастающей роли русского языка в Кыргызстане.

— Мы видим, что потребность в изучении официального, т.е. русского языка в Кыргызстане, и в южных регионах республики особенно, очень велика, чему есть множество причин. У нас в стране русский язык – это не только язык межнационального общения, науки и культуры. Это язык, который связывает нашу республику с внешним миром, который помогает кыргызстанцам, выезжающим на работу в Россию, а это в основном жители южных областей нашей страны, адаптироваться к российским реалиям и интегрироваться в местные сообщества, находить там более высокооплачиваемую работу и т.д., — отметила представитель ОФ «Исмаил Ата».

Она подчеркнула, что в фонде осознают плачевную ситуацию с учебниками в школах.

— Видя катастрофическую нехватку учебных пособий в школах, мы не могли оставаться в стороне, поэтому решили внести свою лепту в решение проблемы и приобрели партию учебников литературы на русском языке для одной из школ Оша, которая считается флагманом образования в нашем городе, — добавила Диана Камалова.

Проблему отсутствия учебных пособий в школах Кыргызстана обозначила и российский учитель русского языка и литературы, прибывшая в КР в составе группы, состоящей из 17 волонтеров, Эвелина Порываева.

— Когда нас отправляли сюда, нам дали четкую установку придерживаться российских методик преподавания и стандартов образования, чтобы дети были готовы к поступлению в российские вузы. Потому что в ближайшие годы РФ планирует в семь раз увеличить квоты для иностранных абитуриентов. Но проблема в том, что в школах нет элементарного – учебников, по которым мы должны обучать детей. И это, я считаю, упущение Россотрудничества, потому что они должны были подготовить почву для десанта российских педагогов, — отметила Эвелина Порываева.

В свою очередь сопредседатель Клуба региональных экспертов КР «Пикир» Игорь Шестаков сообщил, что у него есть информация, что Центр науки и культуры РФ в КР готов помочь местным школам с учебниками, для этого руководству учебных заведений необходимо лишь подать заявку в Россотрудничество.

Наталья Лобанова

источник: region.kg