В России увеличились мощности по переработке макулатуры

В России увеличились мощности по переработке макулатуры

В России увеличились мощности по переработке макулатуры

2019-й год ознаменовался для отрасли переработки макулатуры модернизацией и вводом новых производственных мощностей по переработке макулатуры на уровне свыше 650 тысяч тонн в год. Об этом сообщил исполнительный директор ассоциации «Лига переработчиков макулатуры» Алексей Сергеев
 По его словам, уровень переработки в стране составит в 2019 году 3,9 миллионов тонн, ещё 250 тыс. составит экспорт. При этом рост уровня сбора крайне невелик, особенно в коммунальном секторе, в то время как проблемы обращения именно с твердыми коммунальными отходами приобрели небывалую остроту. Этот год стал также важным этапом поиска и обсуждения решений этих проблем.
 “На наш взгляд, самым значимым из них были предложения об исключении норматива утилизации отходов от использования упаковки и возложения обязанностей по расширенной ответственности на производителя упаковки”,- также отметил Алексей Сергеев.
Это, по его мнению, позволит повысить показатели эффективности механизма расширенной ответственности производителя (РОП), усовершенствовать порядок его администрирования, сократить объемы захоронения отходов упаковки в составе твердых коммунальных отходов за счет их утилизации в рамках реализации РОП, гармонизации тарифа на услуги регионального оператора по обращению с отходами и реализацию запрета на захоронение отходов, содержащих полезные компоненты, подлежащие утилизации, с целью их возврата в хозяйственный оборот и создания таким образом условий для перехода к экономике циклического типа. Что касается исключения нормативов утилизации, мы поддерживаем установление обязанности по оплате экологического сбора, исходя из всей массы выпущенной/ввезенной упаковки, а не установленного норматива утилизации.
Основной целью введения механизма РОП послужило создание экономических стимулов, направленных на снижение объема образования отходов, вовлечение отходов упаковки в хозяйственный оборот в качестве вторичных ресурсов, а также создание участниками отрасли и субъектами Российской Федерации инфраструктуры и мощностей для сортировки, утилизации и раздельного сбора отходов.
Упаковка характеризуется рядом специфических особенностей, отличающих ее от иных предметов регулирования закона 89-ФЗ и подзаконных актов, а именно:

  • Высокая доля отходов упаковки в структуре твердых коммунальных отходов: в зависимости от региона, времени года, социально-экономических факторов и санитарно-технических условий доля отходов упаковки в общем объеме ТКО может достигать 50%;
  • Короткий жизненный цикл упаковочных изделий – основная часть упаковки в настоящее время является одноразовой и после использования отправляется в отходы; в наибольшей степени это характерно для упаковки продовольственных и иных потребительских товаров повседневного спроса;
  • Материалы, используемые для изготовления упаковочных изделий, существенно различаются по возможности сбора и вторичной переработки.

Необходимо также указать, что успешные мировые практики по обращению с ТКО в качестве первого этапа предусматривали повторное вовлечение в оборот именно отходов упаковки (Директива Европейского парламента и Совета 94/62 ЕЭС). Данное решение принималось с учетом указанных выше особенностей упаковки. Признание упаковки товаром и, соответственно, уравнивание статуса производителей товара и производителей упаковки позволило возложить ответственность за оборот отходов упаковки непосредственно на производителей упаковки.
Вовлечение отходов от использования произведенной/ввезенной упаковки в хозяйственный оборот в качестве вторичных ресурсов призвано существенно снизить количество захораниваемых отходов, решить проблему дефицита сырья для предприятий, осуществляющих переработку вторичных материальных ресурсов. Это отвечает основным направлениям реформирования отрасли обращения с отходами и способствует реализации государственной политики, направленной на решение экологических проблем, реализации Национального проекта «Экология», выполнению поручений Президента РФ в области устойчивого развития и циклической экономики.
Мировой опыт создания источника финансирования работ по созданию и развитию инфраструктуры обращения с отходами упаковки за счет отчислений субъектов РОП доказал свою эффективность.    
Внедрение предлагаемых механизмов регулирования позволит создать в России финансовую базу для осуществления работ со всем объемом отходов от использования упаковки, простимулирует наращивание мощностей для её утилизации и изъятие отходов упаковки из состава ТКО и иных отходов производства с целью переработки в товары.
Сумма поступлений экологического сбора, уплачиваемого в рамках расширенной ответственности производителей упаковки, оценивается в 33,8 млрд руб. в год.
Внедрение РОПу и исключение норматива утилизации из расчета экосбора по упаковке при действующих ставках экологического сбора не может повлечь повышение цен на товары для населения и организаций более чем на 178,29 руб. в год, что составляет 0,14% от величины прожиточного минимума в 2019 г. В перспективе опережающий темп роста заготовки вторичных материальных ресурсов по сравнению с ростом перерабатывающих мощностей создаст профицитное давление на рынок и обеспечит снижение цен как на вторичные материальные ресурсы, так и на продукцию их переработки.
Кроме этого, выделение упаковки товаров в отдельный предмет регулирования в рамках РОП повысит эффективность администрирования исполнения субъектами РОП своих обязанностей.
В настоящее время субъектами РОП в отношении упаковки является тот, кто производит товар – товар в упаковке или упаковку как самостоятельный товар, предполагается возложить обязанность исполнения РОП в отношении любой упаковки на производителей упаковки (исполнение РОП в отношении любой ввозимой упаковки по-прежнему останется обязанностью импортеров).
Администрирование непосредственных производителей упаковки в силу их относительной немногочисленности является наиболее реальным и эффективным в сравнении с администрированием производителей товаров, или потребителей упаковки, количество которых исчисляется миллионами, а механизм их идентификации отсутствует.
При этом количество только юридических лиц, без учета индивидуальных предпринимателей, занятых в производстве продуктов питания и напитков, отрасли, обеспечивающей наиболее значительную долю потребления упаковки, превышает 40 тысяч. К числу потребителей упаковки необходимо также отнести предприятия общественного питания и розничной торговли, осуществляющие фасовку реализуемой продукции. С учетом этого численность потребителей упаковки, вновь без учета индивидуальных предпринимателей, увеличивается, по данным информационно-аналитической системы СПАРК-Интерфакс, до 160 тысяч. Администрирование в рамках РОП непосредственно производителей упаковки позволяет вывести из-под регулирования многочисленных потребителей упаковки и не потребует расширения штата ФНС (по оценкам необходимый дополнительный персонал – до 19 тыс. человек), Росприроднадзора либо иных организаций и не вызовет роста затрат на администрирование.
“В результате на показатели исполнения РОП перестанут влиять факты искажения производственных показателей и псевдо-утилизации, а также уклонения со стороны субъектов РОП. 
Реализация предлагаемых механизмов регулирования способна в корне изменить положение в сфере обращения с отходами и сделать механизм РОП в РФ стимулирующим и эффективным”,- также отметил Алексей Сергеев.

ПОДЕЛИТЬСЯ

Share on facebook
Share on whatsapp
Share on telegram
Share on vk
Share on twitter
Share on odnoklassniki