Власть толпы. Разборки по-кыргызски

Власть толпы. Разборки по-кыргызски

Власть толпы. Разборки по-кыргызски

В Кыргызстане стало правилом выражать свои протестные настроения путем массовых митингов. Зачастую они проходят стихийно, не санкционированно. Нужно только, чтобы нашлись организаторы. И неважно, какова мотивация выступлений, главное что-то требовать от властей и выражать эти требования бурно, иногда с применением подручных средств.

Так, не раз собирались толпой кыргызы у месторождения “Кумтор” с требованием национализировать его и прогнать канадцев, уличая их в нечестности. Тогда это было на руку некоторым депутатам. Кстати, народные избранники и сейчас продолжают решать многие свои вопросы подобным образом. А, задобренные деньгами, опьяненные алкоголем сотни безработных готовы на любую провокацию.

Стоит вспомнить, как недавно жители села Кок-Таш Баткенской области проводили акцию протеста из-за того, что их земляк Алимберди Бегматов, собравший для партии “Республика – Ата Журт” свыше 6000 голосов избирателей, не получил депутатский мандат. Толпу не нужно было уговаривать. На своей странице в Фейсбуке пользователь Орозбек Муратов пояснил: “Конечно, никому не в силах тягаться с Бабановым. Только Аллах справится с этими карьеристами, которые ни в грош не ставят простого человека. На парламентских выборах местные избиратели дружно поддержали “Республику – Ата Журт” в надежде, что избрание депутатом Жогорку Кенеша Алимберди Бегматова, всегда помогающего простому народу, заметно улучшит жизнь местного населения. Сам я бываю во всех баткенских селах, в том числе и селе Кок-Таш. Условия жизни тяжелые, об этом может судить человек, который лично видел местные условия жизни. Разъезжающие, развалившись на сиденье, в джипах в Бишкеке понятия не имеют о жизненных реалиях в Баткене”. И вот народ будоражат обвинения опального выдвиженца, что выборы были грязными, продажными, несправедливыми, клеветническими, популистскими, двуличными. А значит, обманутыми оказались, прежде всего, простые избиратели.

Стоит также вспомнить и об инциденте в Бишкеке весной прошлого года. В частности, 5 марта разозленная толпа атаковала активистов-общественниц, которые рассказывали прохожим об истории праздника 8 марта и правах женщин. Когда активисты уже заканчивали, их окружила группа из 20-30 мужчин. Выкрикивая оскорбления, нападавшие мужчины сначала сломали стенды. Затем они начали “хватать активистов за воротники курток, пускать сигаретный дым в лицо, щелкать семечки и выплевывать шелуху в лицо”. Когда общественники попытались уйти их начали избивать.

В конце концов общественные активисты были спасены милицией, которая забрала их в участок. В тоже время разгневанная толпа требовала, чтобы активистов отдали им для “народного суда”. В своем заявлении группа, чьи активисты были атакованы, заявила, что происшествие было символом положения женщин в стране в целом: “Этот случай насилия не является частным явлением или стечением обстоятельств: насилие и ненависть повторяются систематически и повсеместно, на сегодняшний день такие явления в стране стали восприниматься как норма. То, что пережили мы, является ежедневным и обычным личным опытом большинства женщин и девочек в стране. Эта акция показала, что общество не хочет видеть женщин в общественном месте как активных участниц публичной и гражданской деятельности, и, как сказали противники мероприятия, “женщинам не нужны права, потому что они всегда будут на втором месте”,- говорилось в заявлении.

Не зря эксперты бьют тревогу, что острым и опасным проявлением политической незрелости в Кыргызстане стал феномен толпы в самых разнообразных его формах. Как пишет политолог Болотбек Колбаев: “Пользуясь слабостью нынешней власти, отдельно взятые граждане стараются протолкнуть под шумок свои сугубо корыстные интересы. По традиции они привлекают к этому толпу”. В общественной практике нередко бывает, когда кто-то использует толпу как инструмент. Следует отметить, что толпа легко принимает слухи, легко поддается воздействию призывов, лозунгов, речей лидеров толпы. Человек в толпе способен совершить любые акты насилия, жестокости, вандализма, которые в обычных условиях ему представляются немыслимыми. Поскольку в толпе доминируют бессознательные составляющие, толпа глу
па, хотя может состоять из умных и образованных людей.

Уверенность в безнаказанности и сознание своего могущества дают возможность агрессивной толпе совершать любые преступления. “Главное ведь не идея, а сам процесс. Многие из тех, кто держит в руках плакаты на митингах, не совсем понимают, чего добиваются”, – пишет Б.Колбаев. Слабость властей в том, что они опасаются принимать меры против толпы, так как сами могут от нее пострадать.

Возможно, в последнем и есть сила феномена толпы. Условия, создающие чувства социальной неудовлетворенности, недовольства, безысходности, не устранены. Более того, гонки за места в парламенте, в правительстве, разборки с конкурентами также могут создать иллюзию того, что некоторые проблемы можно решать на митингах и с привлечением толпы. Пока власти на эти проявления смотрят сквозь пальцы. Но судя по тому, в каком тяжелом экономическом и социальном положении ныне находится Кыргызстан, они прекрасно понимают, что феномен толпы может сыграть и против них. Разборки по-кыргызски пока один из самых действенных мер борьбы с руководством страны. И нет гарантии, что они могут повториться.

Самаган Байтиков

 

 

Источник – ЦентрАзия

ПОДЕЛИТЬСЯ

Share on facebook
Share on whatsapp
Share on telegram
Share on vk
Share on twitter
Share on odnoklassniki