09.12.2024 03:26

Атамбаев не верит в участие России в киргизских проектах

Атамбаев не верит в участие России в киргизских проектах

Атамбаев не верит в участие России в киргизских проектах

Для строительства необходимых ГЭС у Бишкека нет ни денег, ни партнеров.

Президент Киргизии Алмазбек Атамбаев на пресс-конференции в Бишкеке подвел итоги уходящего 2015 года. В течение трех часов в присущей экспрессивной манере окончательно поседевший за годы руководства государством Атамбаев рассказал о любимом коте, пообещал уйти из политики после окончания президентского срока, сократить количество проверок малого и среднего бизнеса, а также пожелал России в 2016 году наладить отношения с Турцией, Европой, США и Украиной.

Одним из наиболее примечательных высказываний президента Киргизии, касающихся перспектив российско-киргизских отношений, стали его слова о выходе из соглашения с Россией по строительству ГЭС.

Соглашение о строительстве Камбаратинской ГЭС-1 и Верхне-Нарынского каскада ГЭС было подписано три года назад. 727 млн долл. на реализацию проекта должен был привлечь холдинг «РусГидро», Киргизия в качестве своего взноса предоставляла землю под объекты, а также гарантировала налоговые льготы. Доли сторон распределялись пополам, возведение каскада должно было занять около 7 лет, срок окупаемости составлял не менее 12,5 года. Соглашение было заключено в 2012 году на фоне улучшения киргизско-российских отношений, высокой цены на нефть и растущих амбиций Кремля. Предполагалось, что в 2016 году будет запущен первый гидроагрегат, однако на данный момент завершен лишь подготовительный этап строительства.

«Исходя из нынешней экономической ситуации в России, мы видим, что партнер не может выполнить соглашение, – заявил Алмазбек Атамбаев. – Поэтому мы России предложили выйти из соглашения и начали искать другого инвестора для реализации проекта. Когда документ подписывали, как вы знаете, ситуация была другой. Эти проекты останавливать мы не имеем права. Я разговаривал с Путиным и нашел с его стороны полное понимание. Мы должны принимать кардинальные решения исходя из реальности. К сожалению, Россия не может выполнить свои обязательства… Это не вина России. Это ситуация такая».

Несколько часов спустя пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, признав наличие «некоторых трудностей» в переговорах по поводу ГЭС, опроверг слова Атамбаева о прекращении сотрудничества: «Обсуждение продолжается. Пока говорить о каких-то принятых решениях на этот счет было бы неверно».

Переговоры вокруг ГЭС продолжаются уже три года. Киргизская сторона эти годы не могла предоставить площадку под строительство: как только стало известно о проекте, предприимчивые граждане скупили часть земли, на которой должны были вестись работы, надеясь перепродать ее российским инвесторам втридорога. Российская сторона испытывала проблемы с финансированием проекта. Его реализацию осложняло и недовольство официального Ташкента – он выступал против возведения ГЭС на реке Нарын, опасаясь, что в Узбекистан будет поступать меньше воды. А ГЭС станут дополнительным инструментом в руках Москвы и Бишкека для воздействия на Ташкент.

Буксующий три года проект наносил заметный урон российско-киргизским отношениям. Киргизские критики интеграционных проектов с удовольствием упоминали его в качестве аргумента нежелательности сотрудничества Бишкека с Москвой. Если Москва все же выйдет из проекта, Бишкек окажется в затруднительном положении. Проект каскада ГЭС для России не так важен, как Киргизии. Москва при его реализации получила бы не столько экономические, сколько геополитические выгоды. Для Бишкека же ГЭС экономически необходима.

Уже сейчас страна остро нуждается в электроэнергии. Своих денег у Киргизии на реализацию проектов нет. Нет и инвесторов, желающих вкладываться в весьма затратные инфраструктурные проекты. Если Москва выйдет из проекта, ситуация с ГЭС может развиваться по нескольким вариантам. Первый – поиски иных инвесторов. Это ничего не даст и реализация проекта будет отложена до лучших времен. Второй – деньги на строительство может дать Китай в кредит либо взамен на доступ к месторождениям. Он маловероятен, поскольку КНР обычно избегает участия в потенциально конфликтных (недовольство Узбекистана) инфраструктурных проектах. Третий вариант – вхождение в проект, помимо России и Киргизии, Узбекистана и Казахстана. Он мог бы снять проблему недовольства соседей, но не ответил бы на вопрос: где взять деньги?

Григорий Михайлов

 

“НГ”,  Бишкек

ПОДЕЛИТЬСЯ

Share on facebook
Share on whatsapp
Share on telegram
Share on vk
Share on twitter
Share on odnoklassniki