Глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель прибыл в Киев, чтобы также смягчить ужесточение формата дальнейшей помощи для Украины. Накануне Совет ЕС и Европарламент предварительно согласовали создание специального фонда поддержки Украины в размере 50 млрд евро. Из них лишь 17 млрд вопреки прежней практике Брюсселя были предоставлены в виде грантов, остальное – кредиты. Но и обещанные средства предполагалось выделять в обмен на реформы, уточнила посол Евросоюза в Киеве Катарина Матернова. Очевидное ужесточение требований эксперты увязали с общим ухудшением украинской ситуации – в условиях, когда США предпочли переложить помощь для Киева на Европу.
В Киев глава дипломатии Евросоюза Жозеп Боррель прибыл во вторник после состоявшегося накануне визита в Варшаву. «Я здесь, чтобы обсуждать с украинскими друзьями непоколебимую поддержку ЕС Украины – в военной сфере, в финансовой – за счет нового фонда для Украины», – сообщил в соцсетях Боррель. А также указал, что уже в четвертый раз посещает украинскую столицу после начала специальной военной операции (СВО) РФ в феврале 2022 года.
Отметим, наряду с прочим во время визита в Польшу он выступил за то, чтобы государства – члены Европейского союза прекратили экспорт боеприпасов в третьи страны с целью увеличения помощи Украине. И 22 января, сообщив на пресс-конференции по итогам заседания Совета ЕС на уровне глав МИД, что планирует в феврале посетить Украину, глава европейской дипломатии тоже уделил особое внимание военной проблематике. По его словам, из последнего рассказа главы МИД Украины Дмитрия Кулебы о ситуации на фронте следовало, что «Россия практически не добилась никакого прогресса на поле боя, понеся много потерь». Тогда как «Украина тоже достигает важных военных успехов, в частности на Черном море», рассказал Боррель. И попутно выразил надежду на то, что в Евросоюзе договорятся о ежегодном предоставлении 5 млрд евро для военной помощи Киеву в течение предстоящих четырех лет – в рамках предложенного им летом 2023 года создания дополнительного фонда. Упомянутый фонд должен сопутствовать другому специальному украинскому фонду в размере 50 млрд евро, который был одобрен Европейским советом 1 февраля. А в понедельник Совет ЕС и Европарламент достигли предварительной договоренности о необходимом формировании единого инструмента, чтобы обеспечить последовательную поддержку Киева со стороны Брюсселя в указанном размере в 50 млрд евро в 2024–2027 годах. Принятое решение глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен на следующий день назвала в соцсетях «большим шагом вперед», призванным подтвердить, что «Европа верна своему слову». Как она уточнила, начать выплаты планируется с марта. Об этом киевские СМИ уведомили в сообщениях под громкими заголовками вроде – «50 млрд евро от ЕС: уже понятно, когда Украина получит «вкусный» транш».
Хотя первый вице-премьер, министр экономики Украины Юлия Свириденко, еще 1 февраля прокомментировав одобрение Евросоветом пакета помощи Украине на 50 млрд евро, отметила, что первый транш в размере 4,5 млрд евро ожидается в Киеве уже в марте.
Правда, общий фон несколько омрачили последующие разъяснения посла Евросоюза в Киеве Катарины Матерновой. Как она пояснила накануне журналистам, указанные средства Украина сможет получить в обмен на реформы. Именно так поступают Международный валютный фонд и Всемирный банк, прибавила Матернова. По ее определению, ожидаемые реформы, в частности в сфере энергетики, госпредприятий и предпринимательства, а также в судебной системе, помогут украинским властям усилить экономику и приблизиться к возможному членству в Евросоюзе. Как подчеркнула посол, ЕС оказывал макрофинансовую помощь Киеву в обмен на выполнение определенных условий с 2014 года. И в 2018 году не выплатил 600 млн евро из запланированного объема поддержки из-за того, что Украина не выполнила конкретных требований.
Кроме того, в украинских СМИ активно обсуждали и изменение структуры предоставленной поддержки от ЕС. Так, если прежде в Брюсселе отмечали, что предпочитают выделять Киеву безвозмездные гранты в отличие от США, в основном предпочитающих оказывать финансовую помощь Украине в виде кредитов, то теперь и в ЕС последовали примеру Вашингтона. В результате из выделенных 50 млрд евро на гранты пришлось лишь 17 млрд, а остальное – на кредиты.
Подобное очевидное ужесточение условий, по мнению декана факультета международных экономических отношений Финансового университета при правительстве РФ Павла Селезнева, обусловлено общей ситуацией в украинском государстве, а также, разумеется, в зоне боевых действий. И если бы обстановка на фронте развивалась столь же благополучно для украинских руководителей, как они изначально это представляли в медиапространстве, в частности, пообещав успешное продвижение в ходе контрнаступления Вооруженных сил Украины (ВСУ) в 2023 году, то, очевидно, и представители Соединенных Штатов, а вслед за ними и в ЕС охотно раскассировали бы необходимые суммы. Но «контрнаступ» ВСУ провалился, а президент Украины Владимир Зеленский далее отменил выборы, да к тому же перестал прислушиваться к командам из Вашингтона (о чем свидетельствовала и история с затеянным им увольнением главкома ВСУ Валерия Залужного), притом что многие украинские мужчины сегодня даже предпочитают сесть в тюрьму, чтобы не отправиться на фронт.
В подобных обстоятельствах, явно не соответствующих заявленным Киевом принципам торжества свободы и демократии, его западным партнерам все сложнее становится объяснять своим согражданам необходимость выделения все новых сумм для Украины. А потому занятые собственными выборами (президентские выборы в США предстоят в ноябре текущего года) представители Вашингтона предпочли надавить на Брюссель с тем, чтобы переключить финансирование Украины на ЕС. «А там решили, что теперь большая часть денег будет выдаваться на условиях целевых кредитов, с необходимым отчетом за осуществленные траты. В результате отчитываться придется и нынешним, и еще не родившимся поколениям украинских граждан. Причем не исключено, что по факту выделенные европейцами деньги могут пойти на счета американских военных корпораций, чтобы они затем произвели вооружение, расплачиваться за которое украинцам придется перед ЕС – идеальная схема», – пояснил Селезнев «НГ». И также, прокомментировав вероятность предоставления обещанного пакета помощи США Украине свыше 60 млрд долл., заметил, что сегодня американский Конгресс, очевидно, в первую очередь нацелен на выделение денег для Ближнего Востока, в том числе с учетом имеющегося в стране соответствующего лобби. А для Украины в итоге если и будет выделена какая-то сумма, то, вероятно, лишь частичная, на уровне 5–10 млрд долл. И скорее всего ее выделение будет иметь символическое значение и окажется призвано продемонстрировать союзникам в Европе, что Вашингтон полностью не намерен отказываться от Украины, предположил декан Финансового университета при правительстве РФ.
Между тем, как отметила в опубликованном накануне обзоре редактор отдела экономики одного из киевских СМИ Юлия Самаева, желающих поддержать Украину именно кредитами становится все больше: в 2022 году на гранты приходилось 45% от всей зарубежной финансовой помощи, а в 2023 году – уже только 30%. И из пакета от ЕС в 50 млрд евро только 17 млрд составили гранты, прочее – займы. При этом риски умножения проблем с поступлением внешней помощи для Киева очевидны. К примеру, на текущий год запланировано получение извне до 37 млрд долл. Еще 25 млрд и 12 млрд долл. понадобятся соответственно в 2025 и 2026 годах в том случае, если горячая фаза военного конфликта уже завершится. Для примера, в 2023 году государство собрало налогов 1,66 трлн грн – при расходах в 3 трлн и дефиците в 1,36 трлн грн, который был покрыт в основном за счет помощи от западных союзников в размере 1,13 трлн грн. А в этом году, как уточняли представители украинской власти, страна сможет продержаться без поддержки извне два месяца. И один месяц уже прошел, констатировала Самаева.
Источник: Независимая газета