Что стоит за событиями вокруг аэропорта «Манас»?

Что стоит за событиями вокруг аэропорта «Манас»?

Что стоит за событиями вокруг аэропорта «Манас»?

Несмотря на заявление вице-премьера Кыргызстана Валерия Диля о растущих перспективах главного аэропорта страны, ОАО «МАМ» сейчас вступил в самую сложную полосу в своей истории. Иностранные инвесторы облизываются на международный аэропорт в Бишкеке словно сытые коты, загнавшие в угол мышь.

Проблемы развития и рентабельности главного аэропорта государства связаны в меньшей степени с кризисом вокруг пандемии Covid-19. Сложности множит разрыв договоров со стратегическими партнерами и демонтаж системы эффективного менеджмента, построенного в период руководства ОАО «МАМ» председателя совета директоров Албека Ибраимова и председателя правления Эмира Чукуева, находящегося по решению суда до 6 апреля в заключении в Бишкекском СИЗО-1.

Как сообщает российская пресса, уголовное преследование бывших руководителей может быть связано с интересами потенциальных китайских инвесторов, планирующих стать хозяевами в крупнейших воздушных воротах Кыргызстана. Называется китайская государственная авиакомпания China Southern Airlines, стратегия которой заключается в увеличении экспансии в регионе Средней Азии, в том числе в наших региональных аэропортах.

Коты, которые вышли на охоту

Как заявила Генеральная прокуратура, Эмир Чукуев, руководивший предприятием в 2015 – 2018 годах, нанес государству ущерб в размере 893 млн. сомов – это около 12 млн. долларов. Он подозревается в незаконном предоставлении льготных скидок на обслуживание в аэропорту турецкой компании «ГАТА айрлайнз» (Gata havayollari ve tasimacilik). С ноября 2020 года этот инвестор из Турции, являющийся главным партнером «Турецких авиалиний», ушел из аэропорта Бишкека после того, как новое руководство ОАО «МАМ» в одностороннем порядке разорвало с турками договор о сотрудничестве.

Согласно аудированной финансовой отчетности ОАО «МАМ», благодаря действию пакетной программы партнерских скидок для турецкого инвестора, аэропорт «Манас» смог за период 2016-2020 гг. увеличить объем обрабатываемых грузов почти в два раза – прирост составил порядка 15 тыс. тонн в год. Напомним, что до 2016 года практически все технические посадки самолетов «Турецких авиалиний» осуществлялись в аэропорту города Алматы, а часть – в международном аэропорту Ташкент.

С 2016 года после предоставления преференций «ГАТА айрланз» все технические рейсы из аэропорта Алматы перешли в аэропорт «Манас», тем самым обеспечив  рост финансовых поступлений и развитие инфраструктуры предприятия, в том числе карго-терминала ММС, дочернего предприятия ОАО «МАМ». До предоставления пакетных скидок турецкой обслуживающей компании в аэропорту Бишкека в среднем в неделю было всего 14 пассажирских рейсов, 3 грузовых рейса и только 2 рейса технических посадок в неделю. С предоставлением льгот увеличение составило 7 грузовых рейсов и 8 технических посадок.

Руководя Бишкекским аэропортом, Эмир Чукуев смог сделать предприятие высокорентабельным и узнавамым. Так, за 2016 год прибыль ОАО составила более 1 млрд. 500 млн. сом с ростом 400 млн. сомов за год, за 2017 год – более 1 млрд. 800 млн. сом. Опираясь на открытые данные, мы можем подсчитать, что, если бы ОАО «МАМ» в одностороннем порядке в ноябре 2020 года не разорвало взаимоотношений с «ГАТА айрлайнз», доход дополнительно только от грузовых рейсов и технических посадок составлял 65,3 тыс. долларов в неделю, однако сегодня получает порядка 26 тыс. долларов в неделю.

Таким образом, аэропорт еженедельно теряет более 39 тыс. долларов США, что по сегодняшнему курсу доллара составляет более 3 млн. сомов в неделю, и соответственно в год это потеря более 676 млн. сомов при динамике роста, существовавшей до ноября 2020 года, когда турецкого партнера, извините за сравнение, загнали в темный угол и съели.

Как сообщают российские СМИ, уголовный процесс против бывшего руководства ОАО «Манас» стал одним из наиболее резонансных при президенте КР Садыре Жапарове. Дело вышло за пределы республики, привлекая внимание международных авиаперевозчиков, как «Шереметьево Хэндлинг». Как известно, главная стратегия развития компаний, обслуживающих грузы в аэропортах в России, как и в других международных аэропортах в любой стране мира, базируется на максимально гибких скидочных программах для крупных клиентов. Простейшая формула: чем больший оборот гарантирует и привлекает в аэропорт хендлинговый оператор, тем выше скидки, с которыми он работает по договору с аэропортом.

Мышь, загнанная в темный угол

Аэропорт Бишкека мог стать одном из самых быстрорастущих хабов Средней Азии, учитывая высокую рыночную востребованность коридора авиационной логистики товаров из Турции или Китая и далее в Казахстан, Россию и страны региона с обработкой в аэропорту в столице Кыргызстана.

Размер вероятного ущерба ОАО «МАМ» растет с каждым днем, сообщает сайт Evraznews.ru, указывая, что в отрасли обсуждается возможная покупка международного аэропорта «Манас» китайской государственной авиакомпанией China Southern Airlines, стратегия которой заключается в увеличении экспансии в регионе Средней Азии. «ГАТА айрлайнз» ушла в Алматы и другие конкурентоспособные аэропорты региона, что нанесло удар как по планам развития ОАО «МАМ», так и значительный ущерб деловой репутации Кыргызстана в глазах турецкого бизнеса и международных авиаперевозчиков.

Соглашения и договоры, которые можно отменить и переиграть в одностороннем порядке не самое лучшее для имиджа республики и демократического президента Садыра Жапарова, планирующего в ближайшее время встречу в Москве с президентом Владимиром Путиным. Согласно заявлению вице-премьер-министра республики Валерия Диля, к созданию совместного акционерного предприятия на базе ОАО «МАМ» в настоящее время проявляют интерес 7 компаний, в том числе инвесторы из России, Турции, Молдовы и Китая. Интерес затрагивает не только создание совместного предприятия в аэропорту Бишкека, но и аэропортов в Оше и Тамчи. По словам господина Диля, часть предложений будет одобрена, что уже решено на уровне правительства.

Жакып Чындыков.

ПОДЕЛИТЬСЯ

Share on facebook
Share on whatsapp
Share on telegram
Share on vk
Share on twitter
Share on odnoklassniki