Интерес к детям мигрантов в миграционной политике растет
Россию ждет масштабная реформа миграционного законодательства. Пять инициатив будут внесены в Госдуму. Ни один из законопроектов не обрадует ни мигрантов и их детей, ни бизнес.
Кроме того, более 10 различных изменений в законы в миграционной сфере вступят в силу в 2025 году. Народным избранникам предстоит много работы. В будущем году законодатели рассмотрят ещё десятки законов, изменения и дополнения в уже действующий Федеральный Закон о правовом положении иностранных граждан в РФ – ФЗ-115.
Тем не менее, вся миграционная политика вызывают небывалый интерес со стороны общества. К сожалению, после начала реформы миграционного законодательства общественное мнение по отношению к приезжим работникам приобрело негативный окрас, появилась откровенная неприязнь со стороны местных жителей.
В последнее время многие политики и общественные деятели демонстрируют свою активность, выступая с резкими заявлениями в адрес иностранных рабочих и их детей, обучающихся в средних школах, предлагая ввести запреты и варианты раздельного обучения. Такие предлагаемые изменения могут отразиться на детях серьезными социальными последствиями, связанными, в том числе, и с психическими изменениями. Тем не менее, вопрос о допуске детей мигрантов в российские школы не так однозначен, как кажется.
Актуальные вопросы предлагаемых изменений в образовательной сфере, касающиеся детей мигрантов, оказались в центре политики.
Тем не менее, вопрос обучения детей мигрантов в российских школах широко обсуждается на самых разных уровнях. Не вызывавшая еще совсем недавно интереса журналистов, тема обучения детей трудовых мигрантов теперь прочно закрепилась на первых полосах федеральных СМИ. Они начали анализировать вопрос, цитировать различных политиков и общественных деятелей, приводить мнения экспертов, но не пытаясь узнать мнение самих детей мигрантов и их родителей, руководителей диаспор.
«Дети-мигранты прекрасно интегрируются и успешно осваивают школьные программы, – говорит московский юрист и эксперт по трудовой миграции Азат Примов. – По мере освоения языка, норм общественной жизни и культуры, происходит инкультурация и социализация детей, они усваивают культурные нормы принимающего общества. Но в целом проблема детей мигрантов есть и возникла она не сегодня. Это сложный и системный вопрос, который власти долгие годы откладывали на потом».
По словам эксперта, вопрос, связанный с обучением детей трудовых мигрантов, имеет множество аспектов, в том числе, социально-правовой. Если запретят обучение детей, они получат психологический удар, от которого будет трудно оправиться, и окажутся практически выброшенными на обочину. И неизвестно, смогут ли дети потом продолжить учиться, так как положение в семьях трудовых мигрантов тоже нестабильное, сказал Примов.
Это серьезная проблема, понятно, что быстро она не решается, особенно, если вокруг кипят такие страсти. Но нельзя забывать, что все дети, легально проживающие в стране, по российскому законодательству имеют право на получение образования. И не принимать их в школу – значит, нарушать наше же законодательство, — отметил юрист.
Исторически так сложилось, что российское образование престижно среди народов Центральной Азии. Многие мигранты еще дома водят своих детей обучаться русскому языку с целью потом получить образование в российских учебных заведениях. Это исторические факты. Народы Центральной Азии, Закавказья и некоторых других регионов всегда стремились учиться в России. Актуальность российское образование на русском языке для этих республик ещё не утратило. Знания русского языка по прежнему престижны, но к сожалению, этого недостаточно. В некоторых республиках доступа к изучению русского языка для многих желающих, можно сказать, нет. Это происходит из-за нехватки русских школ, учителей, учебников. При этом, русская культура в целом теряют популярность, забывается год за годом. Но многие родители ищут русские школы, а дети хотят изучать русский язык. Из-за недоступности школьного образования у себя дома, едут в Россию – так сложились сегодня социальные и образовательные факторы в некоторых республиках.
К сожалению, социальные проблемы совсем никому не нужны, вопросы, связанные с судьбой детей и их будущим, сегодня ложатся на плечи родителей, чаще всего, одиноких матерей. И даже страны исхода этих граждан на социальные проблемы подчас закрывают глаза.
Сколько детей мигрантов с языковым барьером?
Более 50% детей мигрантов быстро адаптируются к русскому языку
Ответ на этот вопрос решили найти сотрудники Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС. В исследовании приняли участие 2064 учителя школ из Новгородской, Челябинской и Ярославской областей. Помимо проблем с владением русским, они указали на трудности с освоением учебных предметов. Так, 49,5% педагогов утверждают, что сложности действительно есть, 47% заявили об их отсутствии, а еще 4% затруднились ответить.
Что касается дисциплины, то 80% учителей считают, что у детей мигрантов нет проблем с этим, 15% высказали противоположное мнение. Респонденты также ответили на вопрос о коммуникативных способностях детей приезжих: 70% не заметили у них трудностей, 22,2% считают, что они есть, а 8,2% затруднились ответить.
Если предлагается ввести обязательную диагностику уровня знаний маленьких иностранцев, а потом – и их дообучение до необходимого минимума, то тогда нужно понять, кто это станет финансировать. Платы с родителей для такой системы будет явно недостаточно, о чем говорит и статистика: уже сейчас в российских школах обучается более 200 тыс. детей приезжих.
Правозащитник Кирилл Кабанов считает «остро необходимым» создать такие условия, которые вовсе ограничат массовое переселение в Россию семей и родственников рабочих из Средней Азии и Закавказья. В разговоре с NEWS.ru Кабанов выразил уверенность, что обучение детей мигрантов из этих стран русскому языку отнюдь не приведет к их интеграции в российское национальное культурно-историческое пространство. Мнение господина Кабанова можно оценить по-разному. Дети мигрантов прекрасно интегрируются в российскую среду. Только их нужно воспитывать с раннего возраста. Россия не может отказать в образовании детям мигрантов, если эти дети хотят учиться в российских образовательных учреждениях. Практика показывает, что после школы дети мигранты не хотят жить на исторической родине, они полностью интегрируются в российский социум. Получается, в России к ним нет полноценного внимания, из-за того, что они граждане другое государства?
Председатель таджикского культурного центра в Москве Хуршеда Хамракулова рассказала (kginfo.ru), что политика РФ сознательно отталкивает от себя страны Центральной Азии, традиционно ориентированные на Россию. Это сказывается и на отношении к мигрантам и их детям. По ее словам, это высокомерное отношение, мигрантофобия формирует в сознании многих мигрантов, граждан негативное восприятие русских как националистов.
Хамракулова также сказала, что многие мигранты уезжают сегодня из России и в качестве страны для работы выбирают европейские и другие страны. Россия от этого только теряет, и скоро это станет заметно всем. Мировая политико-экономическая ситуация требует объединения РФ и бывших союзных республик и их народов, а Россия отталкивает страны СНГ. Как это понимать? – недоумевает Хамракулова.
Много вопросов с негативным политическим оттенком накопилось в миграционной сфере. Очевидно, что этот вопрос с двухсторонним направлением. Для того, что народы развивались и дальше интегрировались, руководители этих стран должны ещё раз сесть за стол переговоров и решать возникшие вопросы в сфере трудовой миграции. А заодно и обсудить ситуацию в культурно-образовательной сфере в России и дружественных республиках.
Асилбек Эгембердиев, Москва