Казахстан твердо намерен вернуть незаконно выведенные активы

Казахстан твердо намерен вернуть незаконно выведенные активы

Казахстан твердо намерен вернуть незаконно выведенные активы

Не так давно руководство Казахстана предложило населению новую систему взаимоотношений, если угодно – иной «социальный контракт» – под названием «Новый Казахстан».

Главное отличие «нового Казахстана» от «старого» – в открытом диалоге с обществом, повышении прозрачности государственного управления и обеспечении социальной справедливости, в том числе за счет честного перераспределения богатств страны в пользу народа.

В «старом» Казахстане с этим откровенно были проблемы. В 2019 году, согласно официальной информации, лишь 162 человека полностью контролировали половину богатства этой центральноазиатской страны. И большая часть этого богатства на тот момент находилась в оффшорах в Женеве, Лондоне, Нью-Йорке, Париже и других мировых финансовых центрах.

Президент Токаев приказал правительству разработать план репатриации этих активов в самые короткие сроки. На тот момент, по разным оценкам, в том числе по данным международной правозащитной организации «Tax justice network», сумма выведенных из Казахстана капиталов достигала 160 миллиардов долларов. Столько из страны незаконно вывели за 25 лет.

Для возврата этих денег в Казахстане оперативно собрали специальную комиссию по вопросам возврата капитала из-за рубежа и усиления мер противодействия оттоку денежных средств из страны. Ее представители тут же приступили к работе, причем весьма активно. Только за 6 месяцев 2022 года, по официальным данным, в Казахстан вернули примерно 1,5 миллиарда долларов. Также было возвращено 398 тысяч гектаров земли на сумму свыше 15 миллионов долларов, а еще более 600 подъездных железнодорожных путей, что позволило снизить тарифы.

Возвращенные активы, в целом, в Казахстане планируют использовать для финансирования проектов, направленных на повышение благосостояния народа. Сейчас в обществе идет активная дискуссия о том, как и куда тратить эти деньги.

Между тем, комиссия по возврату незаконно выведенных средств прямо сейчас находится эпицентре международного противостояния за еще один важный актив – ресурсы казахстанского банка второго уровня Jusan, которые пытаются вывести в иностранные юрисдикции его акционеры и бывший менеджмент. Парадокс в том, что этот банк до сих пор существует только благодаря государственной финансовой поддержке в виде миллионов долларов, принадлежавших казахстанским налогоплательщикам.

Понимая, что банкротство банков может вызвать социальное напряжение, казахстанские власти в последние годы периодически оказывали поддержку слабым финансовым институтам, в том числе банку Jysan. С 2017 года на поддержку банков второго уровня в Казахстане было потрачено больше 11,5 миллиардов долларов. Из них более 3 миллиардов долларов получил именно Jysan. На этих основаниях власти Казахстана, думается, весьма обоснованно ведут спор за эти ресурсы.

История с банком – лишь один эпизод большой кампании по возврату средств, которую власти Казахстана намерены продолжать и дальше. Коррупция и социальная несправедливость долгое время подрывали демократические основы в стране, разрушали общественное доверие к институтам, создавали неравные условия для ведения бизнеса, приводили к экономической проблемам.

Как справедливо рассчитывают власти Казахстана, возврат незаконно выведенных средств и борьба с коррупцией на всех уровнях позволит стране улучшить международный имидж, привлечь новые иностранные инвестиции и повысить экономическую стабильность.

Всё это закономерные последствия таких преобразований. Но тут важно понимать, что эта история в итоге не только и даже не столько про деньги. Борьба президента К.Токаева за возвращение украденного богатства страны – это проявление мужественной политической воли и серьезный сигнал, внешний и внутренний. Страна показывает международным партнерам, что действительно привержена борьбе с коррупцией, открытости и прозрачности. Внутри страны президент Казахстана дает четко понять государственной и бизнес элите, что ставит идеи социальной справедливости для населения выше любых личных интересов.

Для Казахстана такая парадигма государственного управления – крайне непривычное явление. Так не было принято.  Казахстан показывает интересный и смелый пример. И на этом примере, думается, может быть построен фундамент по-настоящему нового и, хочется верить, благополучного государства.

Сергей Витальев

ПОДЕЛИТЬСЯ

Share on facebook
Share on whatsapp
Share on telegram
Share on vk
Share on twitter
Share on odnoklassniki