Народ Кыргызстана испытывает тяжёлые времена и невыполненные обещания

Народ Кыргызстана испытывает тяжёлые времена и невыполненные обещания

Народ Кыргызстана испытывает тяжёлые времена и невыполненные обещания

После формирования вертикали власти и скандальных выборов в Жогорку Кенеш КР прошло достаточно времени, чтобы оценить результаты работы “команды” Жапарова. Результаты неутешительны и тому много причин. Недоверие народа к Жапарову только растет. В сфере внутренней политики, его “команда” полностью разрушила имеющуюся систему управления, ставленники не знают, что делать. Смелые обещания и популизм теперь уже не дают результатов и могут обернуться против них. Всякий, кто бывал в Кыргызстане, с этим согласится.

Бишкек: никто не хочет брать ответственность
Для Бишкека нынешний год получился тяжелым и трудным. Небывалая жара принесла жителям дополнительные трудности. Также бросается в глаза транспортный коллапс – большая проблема для миллионного города. Количество транспорта резко выросло, а городская дорожная инфраструктура уже этому потоку не соответствует. На первый взгляд, Бишкек выглядит развивающимся городом, но лишь на первый взгляд. Жители города, в сущности, выживают: все подорожало, денег нет, работы нет; все средства идут лишь от родственников, работающих за границей.

Сразу заметно, что город не имеет хороших управленцев. Жители говорят, что столица, видимо, так и не обрела по-настоящему хозяйственного мэра. В мэрии идет постоянная смена руководства, одни неэффективные менеджеры меняются на других таких же; они ничего не могут сделать для города. Это особенно хорошо заметно в сфере транспорта. Пассажирские перевозки выполняют частные фирмы, на старых немецких автобусах. Маршрутки – основной вид городского транспорта. Они возят с явными нарушениями всех мыслимых правил, в том числе и дорожного движения; “летчики”, управляющие автобусами, летают по дорогам, как хотят. Большинство жителей боятся ездить на маршрутках и стараются ездить на такси, но оно не всем по карману. Такое “развитие” транспортной системы города нельзя назвать развитием.

Бишкек – грустный город. За последние годы он ничуть не изменился. В глаза бросается строительство красивых домов и торговых центров, но это лишь внешняя сторона. Строительные компании, которые, как говорят, тесно связаны с государством, ведут себя неподобающим образом. В принципе, государство должно контролировать строительство на всех стадиях: договора, разрешения, оформление земли, надзор и так далее, но этого практически не делается.

В городе чуть ли не все строительство жилых домов идет с явными нарушениями, рассказал (kginfo.ru) Данияр, который в прошлом строитель. Десятки домов, тысячи обманутых покупателей квартир. Надежда на получения уже оплаченного жилья близка к нулю, многие из обманутых покупателей уже смирились. Но и там, где не обманывают, в сдаваемых домах далеко не все в порядке. Большинство домов сдают без отделки, которую потом делают сами жильцы. Как рассказала (kginfo.ru) Гульнара, которая купила квартиру в одном из новых домов Бишкека, «наш дом сдан еще два года назад, сегодня живут жители, в доме отсутствуют лифты, не подключено отопление и другая инфраструктура, также отсутствует обслуживающая организация. Мы бьемся, чтобы застройщик выполнил обещания, в том числе установил всю недостающую инфраструктуру». Застройщик тянет, ссылаясь на то, что работы должна была сделать другая организация. По словам Гульнары, теперь все жители дома нанимали юриста, чтобы в судебном порядке заставить застройщика выполнить все работы. В Бишкеке есть дома, в которых только одна холодная вода. По словам Гульнары, такие домов в городе немало, это привычно, люди живут годами, еще есть дома, в которых нет канализации, так что жители ходят в туалет на улицу. Впереди зима, никто не хочет брать на себя ответственность.

Отсутствие власти
В отдаленных районах в Кыргызстане положение еще хуже, чем в столице. Там люди живут своей жизнью, не надеются на власти, которые напоминают о себе различными налогами, платежами за землю, транспорт, свет, газ, где он есть. Во многих местах отсутствует питьевая вода – это старая проблема. Говорят, что арабские инвесторы ведут работы по развития питьевого водопровода, а у правительстве республики для этого нет средств. И так во всем: иностранные НПО помогают строить мосты, дороги, детские сады, школы.

По словам Жаныбека, который живет в одном из районных центров, назначенные президентом местные акимы фактически ничем не управляют. Они боятся что-то делать, все решается в Бишкеке. Например, в некоторых крупных районах, таких как Карасуйский, Озгонский и Ноокатский, да и в других, в которых суммарно живет чуть ли не половина населения республики, до сих пор не имеется канализации.
Зато в районных центрах есть тысячи торговых точек, множество торговых центров и базаров, в которых идет бойкая торговля. Большинство из них не имеет кассовых аппаратов. Торговцы платят за места наличными деньгами, к примеру, уличные торговцы платят от 100 до 1000 сомов в день, и весь вопрос: куда уходят эти платежи?

При нормальном положении такие небольшие города полностью себя окупают. Но в нынешнем – почему-то нет. У каждого такого города или района есть планы по развитию и реконструкции городских рынков, которые не выполняются. Говорят, что деньги отправляются в Бишкек, на месте не остаются. К примеру, имеется районный план строительства канализации с расходами около 200 млн сомов. Столько собирается с торговых точек если не за квартал, то, по крайней мере, за полгода. Но все устроено так, что денег на местах не остается.

Отсутствие дорог, отсутствие канализации стало отвращать уже местных жителей, которые вынуждены выживать в грязи, едва сводя концы с концами. Нет дорог, грязь, свалки мусора. Кыргызстан стал походить на Афганистан.

Дороги смерти
По данным ГУОБДД МВД КР, с начала 2022 года зарегистрировано 140 708 нарушений правил дорожного движения. Это еще одна серьезная проблема. Ежегодно около 600 человек погибает на дорогах республики. Причины: сложные горные дороги, отсутствие своевременного обслуживания дорог, плохая подготовка водителей, плохое техническое состояние автомобилей, наконец – пьяная езда.
По дорожным происшествиям Кыргызстан находится на первом месте в СНГ. Даже Жапаров вынужден это заметить, и по его словам это горе для такой маленькой страны, как Кыргызстана. Государство должно реконструировать дороги, большинство из которых построено еще в советские времена, наладить обслуживание дорог, установить дорожные знаки и нанести разметку, наконец. Но этого практически не делается. Между тем, количество транспорта все растет, и теперь у каждой семьи есть как минимум один автомобиль.

Миграция
Правительство не справилось с оттоком своих граждан на заграничные заработки. Хотя Жапаров обещал перед выборами, что он будет возвращать соотечественников на родину. Впрочем, уже ясно, что Жапаров не в состоянии никого вернуть, он не может даже уменьшить оттока людей за границу.
Одно из последствий “миграционной политики” Жапарова – ужасное ДТП в Ульяновской области 21 августа 2022 года. Грузовик буквально расплющил микроавтобус, погибло 14 граждан Кыргызстана. Кто ответит? Такие автобусы каждый день выезжают из Кыргызстана сотнями и везут работников в Россию, в разные города. Государство должно контролировать, кто едет, на чем и куда, но сделать этого не может. Во многом потому, что Жапаров устроил “эксперимент”. Он фактически ликвидировал Государственную службу по миграции (ГСМ). Сначала он передал ГСМ в МИД, потом вернул в Минтруд. Прежняя структура полностью уничтожена, остались лишь осколки. В управлении осталось шесть человек, остальные 13 сотрудников заняты устройством граждан за рубежом.

Граждане Кыргызстана заслуживают награды уже за то, что они с риском для жизни едут зарабатывать деньги, которые обеспечивают республике стабильность. Жапаров, конечно, знает, что происходит в миграционной сфере, но не может сделать так, чтобы людям было хорошо. Кыргызский парадокс: граждане Кыргызстана едут за границу работать, тогда как в Кыргызстан массово приезжают на работу граждане Узбекистана. Узбеки работают в сельском хозяйстве, на строительстве, в других сферах, а в последнее время даже стали приезжать учителя для работы в кыргызских школах. Государство же ничего это не интересует. Культура умирает, нынешняя молодежь едва знает элементарные основы культуры. Система образования полностью разрушена, приходят чужие образовательные и религиозные программы.

В сущности, Жапаров ведет политику самоуничтожения страны. Это единственный вывод, который можно сделать из результатов их политики. Это следствие его недальновидности, его слабых способностей к управлению государством. Кыргызстан, некогда цветущий и развитый, на глазах превращается в отсталую страну, из которой народ бежит при первой же возможности, потому что жить в ней становится невыносимо.

Асилбек Эгембердиев, Москва 

ПОДЕЛИТЬСЯ

Share on facebook
Share on whatsapp
Share on telegram
Share on vk
Share on twitter
Share on odnoklassniki