В Госдуме заранее согласились с поправками МВД к Кодексу об административных правонарушениях (КоАП) РФ, которые усиливают ответственность иностранцев, создающих угрозу правопорядку. Именно так ведомство характеризует свою инициативу добавить еще в 20 статей КоАП наказание для мигрантов в виде выдворения из России – иногда даже и без штрафов. Прежде депортировали в основном за несоблюдение миграционных правил, но теперь появляется особое указание на приезжих, которые фактически выделяются в отдельную категорию нарушителей по делам, связанным с общественной безопасностью. И парламент обещает оперативно поддерживать все, как выразился однажды глава Следственного комитета (СК) Александр Бастрыкин, «хорошие законы», ужесточающие контроль над мигрантами.
Председатель Госдумы Вячеслав Володин, как он это делает лишь временами, уже с самого утра 9 июля разместил в собственном Telegram-канале свою оценку антимигрантским предложениям МВД, которые еще даже не прошли положенных процедур внутри правительства. Обычно это означает, что та или иная инициатива не просто имеет шансы на одобрение депутатами, а будет принята в самом что ни на есть оперативном режиме. И текст сообщения, выложенного спикером нижней палаты, такой прогноз полностью подтверждает.
«Госдума поддержит проект закона о расширении перечня правонарушений, за которые предусматривается выдворение мигрантов из России, еще по 20 статьям КоАП», – заявил Володин. И добавил еще несколько политически значимых фраз: «Вопрос контроля за миграцией – крайне важный. Депутаты понимают его остроту: поступает много обращений, тема регулярно звучит в ходе общения с людьми в избирательных округах. Совершенствование миграционного законодательства имеет для нас приоритетное значение. Предложения правительства, министерств и ведомств, способствующие решению проблем в этой сфере, будем рассматривать в кратчайшие сроки».
При этом спикер Госдумы, похоже, посчитал необходимым еще раз перечислить те ключевые правонарушения, за которые иностранцев скоро будут высылать из России в обязательном порядке. Он отметил, что речь идет о правонарушениях в области общественного порядка и общественной безопасности, в том числе с экстремистскими проявлениями. Именно таким образом описана инициатива МВД в пресс-релизе самого ведомства, появившемся накануне. Однако Володин все-таки напомнил, какие правонарушения получают своего рода отдельный квалифицирующий признак в виде их совершения иностранными гражданами или лицами без гражданства.
Это в том числе и неповиновение законным распоряжениям сотрудников полиции и других силовых ведомств, и ложные сведения для миграционного учета, и мелкое хулиганство. Но более актуальными в нынешнем внутриполитическом контексте выглядят упоминания и пропаганда (публичного демонстрирования) нацистской атрибутики или символики, а также атрибутики или символики экстремистских организаций, и распространение информации, которая содержит публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, и прочих материалов экстремистского свойства. По мнению Володина, «по ряду статей должно быть обеспечено оперативное (без решения суда) выдворение лиц, чье нахождение в стране нежелательно в связи с их противоправной активностью».
Тем самым он как бы перекинул мостик к пакету законопроектов об усилении контрольных полномочий полиции над пребыванием приезжих в России, которые Госдума уже приняла в первом чтении. Кстати, это случилось за пару недель до уже всем известного высказывания главы СК Бастрыкина о «Государственной дуре», которая слишком вяло ужесточает миграционные правила, все никак не принимая «хорошие законы» в этой сфере. Наверное, депутатов обидела именно несправедливость таких заявлений, ведь они как раз начали в данном направлении стараться. Напомним, что межфракционные законопроекты вводят для иностранцев, позволивших себе даже малейшие правонарушения, так называемый режим контролируемого пребывания в РФ. Он ограничивает для таких приезжих реализацию ими отдельных гражданско-правовых возможностей, например, сделки с недвижимостью, регистрацией бизнеса и даже вождение автомобиля. И правоохранительные органы получают право без дополнительной судебной волокиты высылать тех нарушителей, которые оказываются неисправимыми.
При обсуждении пакета этих законов депутаты хором говорили, что это хорошие предложения, но недостаточные, и клялись обязательно продолжить укрепление надзора за приезжими. В принципе оба проекта планировалось одобрить во втором чтении уже в первой декаде июля, однако пока с ними возникла некая пауза. Похоже, что то же МВД, которое и было настоящим автором данных инициатив, решило подумать, что в них полезного следует добавить дополнительно. Поэтому, например, нельзя исключать того, что раз один из документов – это как раз поправки в КоАП, то к ним, возможно, будут прицеплены и те нормы, которые сейчас отражены в отдельном проекте, еще только проходящие положенные юридические процедуры предварительного обсуждения в правительстве РФ.
Стоит отметить, что к этому документу прилагается весьма любопытная пояснительная записка. Она в основном аргументирует ту часть инициативы, которая касается увеличения размера административных штрафов, устаревшего в связи с инфляцией, повышением уровня жизни и прочими объективными факторами. Но в той части, которая вводит отдельную категорию правонарушителей – приезжих в РФ иностранцев, приведена интересная статистика: «За 2020–2023 годы в среднем иностранцами ежегодно совершается свыше 235 тыс. административных правонарушений (без учета нарушений в сфере миграции, транспорта и безопасности дорожного движения). И данный показатель не имеет устойчивой тенденции к снижению (2020-й – 208,6 тыс., 2021-й – 276,4 тыс., 2022-й – 249,9 тыс., 2023-й – 206,6 тыс.)».
А далее следует текст, который вполне бы нашел себе место на каком-нибудь ультрапатриотическом паблике: «В последние годы наблюдается усиление противоправной активности иностранных граждан, особенно в области общественной безопасности и правопорядка. Она зачастую сопровождается насильственными действиями, создающими угрозу жизни и безопасности граждан, применением силы в отношении представителей власти, а также воспрепятствованием нормальному функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры. Кроме того, в отдельных случаях иностранные граждане открыто выражают свое неуважение к общероссийским ценностям, допускают разжигающие межнациональную рознь высказывания, в том числе в СМИ, включая различные мессенджеры и интернет-сайты. Подобные факты широко обсуждаются в российском обществе способствуют росту социальной напряженности среди коренного населения России и формированию в нашей стране негативного отношения к иностранным гражданам».
По той логике, которую представляет нынешний законопроект МВД, следующим шагом вполне могло бы стать появление в КоАП и определенного перечня проступков, особо характерных именно для мигрантов. Однако законодательство РФ именно в миграционной сфере ранее всегда отличалось не последовательностью, а, наоборот, стихийностью. Означают ли теперешние инициативы переход к фактически националистической повестке? Или же как депутаты, так и чиновники лишь используют горячую тему для повышения собственной значимости? Ответов тут пока нет, хотя они, видимо, все же начнут проявляться в самое ближайшее время. При этом уже сейчас можно констатировать практический отход от прежнего имперского контекста: мол, граждане бывших республик СССР – это фактически наши соотечественники. Наверное, часть приезжих из стран Центральной Азии продолжат именно на таком основании добывать себе в России правовые статусы, включая ее гражданство. Тем не менее отход от уже всеми проклятой концепции «замещения населения», а стало быть, неких воспоминаний об интернационале трудящихся и братстве всех народов, все-таки, похоже, в России начинается.
Источник: Независимая газета