Трагические события на кыргызско-таджикской границе, произошедшие в конце апреля – начале мая этого года, негативно влияют на региональную безопасность Центральной Азии. Об этом в рамках круглого стола: «Влияние приграничных конфликтов в Ферганской долине на архитектуру глобальной безопасности ЦА» рассказал сопредседатель Клуба региональных экспертов КР «Пикир», политолог Игорь Шестаков.
Эксперт напомнил, кто приграничный конфликт между странами генпрокуратурой Кыргызстана был квалифицирован, как военная агрессия с таджикской стороны.
– Во время произошедших событий власти Кыргызстана продемонстрировали готовность к мирному урегулированию спорных пограничных вопросов, однако, это не значит, что наши силовые структуры не готовы к проведению боевых операций и отражению военных атак, которые угрожают безопасности граждан и территориальной целостности страны, – подчеркнул Шестаков.
Он также выразил несогласие с мнением некоторых коллег, что Кыргызстан проиграл информационную войну по событиям на кыргызско-таджикской границе.
– Во-первых, в ней не может быть победителей. А во-вторых баталии в медийном пространстве все еще продолжаются, о чем свидетельствует, например, недавнее заявление официального представителя Вашингтона, который уверен, что пограничные конфликты между Кыргызстаном и Таджикистана не урегулированы. Полагаю, данное заявление стоит рассматривать, как намерение американской стороны предложить свое военное присутствие в качестве мер по стабилизации ситуации в Ферганской долине, что следует рассматривать исключительно, как стремление США решить свои стратегические задачи в регионе – пояснил эксперт.
По его мнению, в ближайшее время в кыргызском сегменте соцсетей может возникнуть новый всплеск бурных и радикальных дискуссий относительно американского военного присутствия в республике.
– Кыргызстан в решении проблем безопасности должен руководствоваться, прежде всего, своими национальными интересами, которые тесно связаны с Россией и ОДКБ. Напомню, с самого начала кыргызско-таджикского конфликта свою помощь в урегулировании ситуации предложили президенты России, Узбекистана и Казахстана. Полагаю, что и предстоящие переговоры в Москве между президентами КР и РФ также будут сконцентрированы на вопросах региональной безопасности, – отметил Шестаков.
Опасность приграничных конфликтов подчеркнул в своем выступлении президент Международной ассоциации ветеранов спецподразделения «Альфа» КР Юрий Погиба. По его словам, эскалация на приграничных территориях может послужить детонатором для существующих угроз региональной безопасности.
– Во-первых, Ферганская долина граничит с Афганистаном, где сохраняется нестабильная ситуация. Во-вторых, наш регион характеризует наличие множества спящих террористических ячеек и оседание в нем боевиков с опытом ведения боевых действий в Сирии. Кроме того, в новейшей истории у каждой из стран региона были приграничные конфликты той или иной интенсивности. Была длительная гражданская война в Таджикистане, где она переросла в борьбу с террористическими группировками. Наша страна подверглась нападению террористов в 1999-2000 годах и в 2006 году. Центральная Азия – не спокойный и потенциально опасный регион, готовый в любой момент вспыхнуть, – подчеркнул военный эксперт.
По его словам, нерешенные региональные проблемы, такие как территориальные претензии и вопросы демаркации границ, водно-энергетические вопросы, наркотрафик, контрабанда и угроза вторжения со стороны террористических группировок, усугубляются возрастающим влиянием различных мировых центров силы.
– Центральная Азия находится в сфере интересов многих геополитических игроков. По данным ГКНБ, на территории Кыргызстана и всего региона работают порядка 25 иностранных спецслужб – Китая, США, Ирана, Пакистана, Великобритании и т.д. И каждая из этих стран пытается решить свои стратегические и тактические интересы на нашей территории, – отметил Погиба.
В этой связи он отметил возрастающую роль Организации договора коллективной безопасности, указав на необходимость устранения внутренних недочетов блока, выявившихся во время кыргызско-таджикского вооруженного противостояния.
– Сегодня ни одна из стран региона не может самостоятельно вести затяжные военные конфликты ввиду недостатка ресурсов и военной мощи, противостоять внешним угрозам мы можем, только объединившись. ОДКБ – это блок, созданный как раз для отражения внешних угроз, но механизмы его участия и регулирования во время внутренних конфликтов до конца не ясны, и их следует прописать, – добавил ветеран спецслужб.
Тему интеграции, как гарантию сохранения суверенитета для таких государств, как Кыргызстан, продолжил общественный деятель, политолог из Нижнего Новгорода Павел Данилов.
– Самая влиятельная в регионе держава, что бы о себе ни думали Китай, Турция или США, это Россия. И сегодня Кыргызстан, как политику, как общество, хотят оторвать от Российской Федерации. Сегодня в России находятся множество кыргызстанцев. Они здесь учатся, работают, делают бизнес и даже занимаются региональной политикой. Если посмотреть на военно-политические и социально-экономические контакты КР, то наиболее тесно они осуществляются именно с Россией и теми интеграционными объединениями, где она присутствует, потому что российская сторона заинтересована в благополучии республики. А те, кто говорит, что это не так, получают, я полагаю, ведут целенаправленную работу по подрыву кыргызско-российских отношений, за которую получают деньги от иностранных государств через тот же ЮСАИД, – уверен российский политолог.
В свою очередь экс-замминистра обороны Кыргызстана, военный эксперт Мурат Бейшенов отметил, что конфликта такой интенсивности на кыргызско-таджикской границе никто не ожидал, несмотря на то, что приграничные проблемы существуют с 1993 года.
– Пограничникам и спецназу нужно отдать должное, но конфликт нужно было выявить и предотвратить заранее. У нас всегда должен быть наготове план действий в таких ситуациях – все, от органов местного самоуправления до депутатов ЖК, должны знать свои действия на случай военной агрессии. У нас же подобные сценарии и стратегии не разрабатываются. Кроме того, я уже много лет говорю о необходимости придать особый статус Баткенской области – никто не слышит. У нас там практически голые территории с очень низкой плотностью населения, потому что из-за нерешаемых экономических проблем жители уезжают в трудовую миграцию. Если бы область или хотя бы приграничные районы имели особый статус, дотации и т.д., можно было бы избежать многих проблем, – отметил военный эксперт.
По его словам достигаемые договоренности между сторонами, даже в случае проведения демаркации и делимитации границ, не решат существующих проблем полностью.
Политолог, руководитель проекта СОНАР (Санкт-Петербург) Семен Уралов уверен, что недавний кризис в Ферганской долине – это попытка одной стороны сделать хорошую мину при плохой игре, самоутвердиться за счет более слабого соседа и союзника.
– Ладно бы мы видели с другой стороны какой-то позитивный пример эффективного миропорядка и эффективного государства, но этого нет, поэтому я не понимаю такого шага, – подчеркнул Уралов.
По его словам, в августе прошлого года в подобной ситуации, только без военного конфликта, оказалась Беларусь, когда одновременно с провокациями внутри страны проходили военные учения с участием Польши и Литвы.
– Беларусь спасли двусторонние особые отношения с Россией – страны связаны тесными военно-политическими договоренностями, поэтому на границах на всякий случай были сформированы дополнительные резервы спецвойск, мобилизована единая группировка войск, при помощи которой РФ и РБ друг друга прикрывают. Думаю, у Бишкека нет иного выхода, кроме создания аналогичного военно-политического контура на двустороннем уровне с Россией, – поделился мнением эксперт.
Профессор Дипломатической академии МИД КР, экс-замминистра иностранных дел Кыргызстана Аскар Бешимов в своем выступлении обратил внимание, что дипломатия работает там, где есть стремления обеих сторон, если же одна из сторон не желает искать компромиссы, дипломатия бесполезна.
– 26 лет переговоров по Нагорному Карабаху, 4 резолюции ООН, бесконечные заседания Минской группы – все это в конечном итоге закончилось войной. Мы наглядно видим, что разговоры, которые шли последние 10 лет в рамках ООН о кризисе мировой безопасности, о кризисе международного права перешли в другую плоскость – в право сильного. Кто сильнее – тот и прав. Тут возникает вопрос – а как быть странам Центральной Азии? Как нам обеспечить нашу безопасность. За 30 лет страны ЦА не пришли к единому мнению ни по одному вопросу: ни по водно-энергетическим ресурсам, ни по границам, даже не согласовали вопросы взаимного проезда. Интеграционные попытки Назарбаева прекратили свое существование. Все смотрим в разные стороны, – отметил дипломат.
По его словам, ОДКБ в полную силу работает уже 19 лет, и в ближайшем времени альтернативы ей не появится, однако на лицо необходимость реформирования этой организации, приведения ее в соответствие с требованиями сегодняшнего дня.
– Период взаимных заверений о высокой дружбе и необходимости все решать мирным, дипломатическим путем уходит. Наступило время взросления и оценки тех или иных ситуаций. Последние события ясно показали, что можно не быть членами организации и жить, как в Узбекистане или Туркменистане. Сейчас необходимо провести расследование и дать оценку произошедшему конфликту. Этот вопрос можно решить через глобальную систему спутникового наблюдения ГЛАНАС. В случае, если они откажут, есть Европейское космическое агентство, есть китайские и американские спутники. Оценка нужна не для повышения конфликтности, а чтобы не допустить подобных ситуаций впредь, чтобы у различных сил не было иллюзии силового решения вопроса, – добавил Бешимов.
В свою очередь военный эксперт Токтогул Какчекеев выступил в защиту Организации договора коллективной безопасности.
– Власти США раскачивают ситуацию в мире, в том числе это проецируется и на Центральную Азию. Западные страны хотят оторвать от России ее союзников поодиночке или группой, поэтому обвинять ОДКБ – это верх неблагодарности. Россия выделила 1 млрд долларов на вооружение КР, 500 млн – на развитие экономики, списала порядка 1 млрд долларов долга, 10 лет Россия через продовольственную программу ООН обеспечивает горячим питанием наших школьников, выделяя на это ежегодно по 5 млн долларов. Никто больше такой помощи нашей республике не оказывает. Ситуацию мы сами «проморгали», потому что подготовка к ней велась, но мы не сработали на предупреждение, не подготовились. Нам нужно стремиться к самодостаточности, но помочь в этом нам может только Россия, – уверен эксперт.
По мнению главы Евразийского аналитического клуба, политолога (Москва) Никиты Мендковича, конфликт на кыргызско-таджикской границе политизируется, как внутри двух государств, так и на международной арене.
– В Таджикистане конфликт используется для пропаганды образа действующего президента. Однако, по-моему, надо говорить не о победе, а о трагедии, так как со стороны РТ тоже погибли люди. В Кыргызстане другая игра — трагический конфликт используется, чтобы подорвать позиции Садыра Жапарова, дескать, от него отвернулись внешние партнеры, Россия якобы поддерживает Таджикистан. Это сугубо внутренняя игра, которая не имеет отношения к реалиям, – уверен эксперт.
Он подчеркнул, что Организация договора коллективной безопасности последовательно и активно добивалась завершения конфликта. Генеральный секретарь ОДКБ Станислав Зась звонил председателям Совбезов обеих стран и призывал остановить насилие.
– Во многом благодаря его усилиям конфликт был остановлен, а стороны перешли к созданию согласительной комиссии. Важно понимать, что Россия не поддерживает в приграничном споре ни одну из сторон. В данном случае силовое вмешательство РФ никому бы не помогло. Россия поставляет военную технику обоим государствам, эти меры направлены на укрепление внешних границ ОДКБ. К примеру, Кыргызстан получил более 120 единиц военной техники на крупную сумму. Речь идет о равномерном сотрудничестве между странами организации. Россия заинтересована в сохранении стабильной ситуации в регионе. Одним из способов пресечения провокаций на приграничной территории может быть размещение миссии наблюдателей ОДКБ или использование спутниковой системы ГЛОНАСС, – уверен Мендкович.
Говоря об угрозах региональной безопасности, экс-глава государственной пограничной службы, омбудсмен КР Токон Мамытов напомнил, что в 1999-2000 годах Кыргызстан подвергся вторжению террористических бандформирований, и сегодня есть риск, что аналогичные события могут повториться.
– Большую обеспокоенность вызывает, что в Афганистане скапливаются боевики, воевавшие в Сирии. Это наемники, которых на профессиональном сленге называют дикими гусями. Среди них много выходцев из стран Центральной Азии, и вполне очевидно, куда они захотят вернуться после вывода американских войск. Эти самые «дикие гуси» не умеют созидать. Они не будут строить больницы, школы, сады – они обучены воевать за деньги, и очень это хорошо делают. На эти процессы нам нужно обратить особое внимание, потому что формирования боевиков сносят национальные армии, как это было в Ираке, Афганистане, Ливии, Сирии и других странах, – добавил Мамытов.
На тот факт, что на фоне приграничных конфликтов в разы возросло количество фейков, обратил внимание к.п.н, доцент, первый зампредседателя Комиссии Общественной палаты РФ по развитию информационного сообщества, гендиректор телеканала «Санкт-Петербург» Александр Малькевич.
– При помощи фейков активно раскачивалась антироссийская тематика. Были также очень опасные темы, направленные на очернение России в глазах кыргызстанцев. Очень активно муссировалась темы объединения «Туран». Также были вбросы о том, что, якобы, Кыргызстану от РФ нет никакой пользы. На самом деле поддержка российской стороны колоссальная – она не раз списывала долги республике, и сейчас, в период пандемии, готова оказать медицинскую поддержку в части вакцинации. В этой связи, нам экспертам и представителям СМИ необходимо работать с аудиторией и давать объективную информацию, – подчеркнул эксперт.
Организаторами круглого стола выступили Клуб региональных экспертов КР «Пикир», Международная ассоциация ветеранов спецподразделения «Альфа» КР и КНИА «Кабар».
Источник: www.region.kg