За тридцать лет суверенитета стран Центральной Азии произошло многое; народы потеряли больше, чем приобрели в период своей свободы и независимости.
Свобода и демократия изрядно подпортила исторические устои народов Средней Азии. Время показало, страны Центральной Азии никогда не станут на путь либерализма, капитализма как идеальные демократические государства. Тому масса примеров. Впрочем, того, что приобрели за годы демократии, хватит на будущее, но основа будет исторической и религиозной. Сегодня страны Центральной Азии стали некоей разменной монетой в политическом торге между ведущими странами мира, такими как США, Великобритания, Китай, Россия, Турция, каждая из них имеет свои интересы и хочет навязать свое влияние. Теперь пришло время определиться с выбором. Время показало, что от нейтралитета народы сытыми не становятся.
Возможность для Запада.
Сегодняшнее положение в странах региона явно создает реальную стратегическую возможность для Запада продвигать западные интересы в регионе за пределами нашей традиционной сферы влияния − в регионе с постоянно растущим экономическим значением и жизненно важными запасами природных ресурсов (помимо нефти, газа и воды, регион имеет все возможности для того, чтобы стать «зеленой» энергетической державой благодаря водородной, ветровой и солнечной энергии, а также является источником большей части мирового урана и важнейших редкоземельных металлов).
В этих государствах люди стали разделенными, происходят конфликты за приграничные территории с большими жертвами. Появились необъяснимые бюрократические интересы, за которыми стоят коррумпированные политики и бизнес; дошло до того, что два государства не могут торговать между собой. Разделенные братские народы стали врагами и готовы стрелять друг в друга.
Кыргызскую Республику еще недавно называли островком демократии. Граждане нередко жертвовали своими жизнями ради той хорошей жизни, в которой есть смена власти. Три революции, продолжающийся по сей день спор о том, какой путь выбрать народу. Государство переживало настоящую демократию. Это было и плохо, и хорошо одновременно. Но время все расставляет на свои места. Хотя западные страны, принесшие идею демократии, оставили отпечаток на современном Кыргызстане, за последний год в стране и в регионе произошли серьезные изменения.
Признаем правду, что западные ценности очень нравятся нашим гражданам, особенно молодым, ее ценят дети чиновников. Только в Германии живет около десяти тысяч выходцев из Кыргызстана.
Ярый сторонник демократии, бывший лидер социал- демократической партии Ата-Мекен Омурбек Текебаев год назад стал послом в Германии, ему были поставлены две задачи: привести в страну немецкие инвестиции и легализовать кыргызских граждан в Германии. С приходом Текебаева, изрядно увеличилось число граждан, работающих в Германии. Он выбивает для своих граждан квоту на работу и учебы. Инвестиции пока еще не пришли, пока все еще идут переговоры.
Но демократия в стране фактически закончилась, хотя пока власти находят ее следы. К сожалению, все повторяется: коррупция, преследование, хамство, запугивание. Такой метод управления не перспективен для Кыргызстана. Парламент превращается в шоу, все внимание направлено на Жогорку Кенеш. Там обещали, что скоро будут громкие аресты среди депутатов. Все это интересно наблюдать издалека, все представители диаспоры смотрят на парламент Кыргызстана на каналах Ютуба.
Влияние России ослабло.
После начала спецоперации на Украине влияние Кремля на страны Центральной Азии ослабло. То, что некоторые инсайдеры называют отходом от консенсуса, сложившегося после 1989 года, идет полным ходом — в основном это проявляется в тонких маневрах. Они варьируются от воздержания при голосовании в ООН, тщательно сформулированных отказов от кремлевских заявлений, намеренных публичных жестов в адрес других держав, вплоть до неявки на день рождения Владимира Путина, демарш ОДКБ.
Иногда сопротивление было более явным. В июле 2022 года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев отказался признать претензии России на Донбассе, находясь на сцене рядом с самим Путиным на форуме в Санкт-Петербурге. В октябре президент Таджикистана Эмомали Рахмон потребовал «уважения» от Путина на саммите Центральная Азия — Россия в Астане.
Происходит некая перестройка геополитических отношений в регионе, поскольку они перестраивают свою внешнюю политику, отказываясь от исключительной зависимости от России. Пока неясно, какова будет роль новых партнеров за пределами их непосредственного соседства.
Регион в целом находится в переходном состоянии. В Казахстане были проведены крупные политические реформы, направленные на переход от суперпрезидентской системы к более инклюзивной парламентской демократии, которая лучше поддерживает своих граждан. В Узбекистане при новом руководстве наконец-то снимаются ограничения постсоветской командной экономики.
Кыргызстан-который ранее считался самым демократичным государством региона, в последние годы наблюдается тревожный откат к репрессиям и авторитаризму.
В эти критические, неопределенные моменты, когда происходит перестройка экономик и политических систем, только из Кыргызстана и Таджикистана в разное время выехали миллионы людей в поисках хорошей жизни или для того, чтобы выжить. Да, в последнее время люди уезжают семьями, чтобы выжить, воспитать и обучать детей в основном в России.
При этом глава государства пытается решить накопившиеся проблемы путем согласия народа. На недавно прошедшем народном Курултае было много выступлений делегатов из регионов: жалобы на плохую жизнь, на плохое управление местных органов власти и на коррупции. В регионах Кыргызстана нет тенденций развития, бесконечная смена власти, ротация мэров и акимов, отсутствие финансирования из центра. Словом – хаос.
Глава государства просит еще шанс, дать ему пять-шесть лет для достижения процветания страны и граждан.
Таджикистан – чудесная страна. Большинство людей остались как в советские времена, разве что граждане в этом виноваты. Многие мигрируют более чем два десятка лет, приносят некоторые стабильности на родину, радость в семье, строят дома, играют пышные свадьбы и едут обратно на заработки. Впрочем, это не единственная страна, которая за лет тридцать независимости пережила много потрясений, гражданскую войну и многие трудности, осталась застойной и лишь пока миграция спасает народ в республике, приносит хоть не много социальную стабильности.
Таджикистан, и Кыргызстан ищет пути дальнейшего развития. Эти две республики считаются самыми отсталыми в регионе, за короткую суверенную историю навязанная Западом демократия, тысячи иностранных НПО создали расслоение народа на богатых и бедных. Вектор развития двух стран не определен, потому что, все связаны с чужими ценностями и неопределенностью, когда любой может легко поджигать конфликт между странами ради своих интересов или денег. Что разделяет два братских народа? Почему не утихают столкновения на границе? При этом, ппочему народ винит или Россию, или Запад?
Государствам Центральной Азии пора определиться, выбрать одного арбитра и главного стратегического партнера. Кажется, страны не осознают, где они вообще оказались во время своей независимости. При всем разнообразии выбора: Запада, Востока, России у руководства стран нет определенной политики, они хотят сразу быть со всеми, но такого не бывает. Сегодня государства Центральной Азии забыли о своей истории и культуре, народы крайне редко проводят культурные мероприятия в странах. Главная определиться и двигаться планомерно в намеченном направлении. Тут исторической Россия должна играть важнейшую роль в регионе, для того чтобы страны Центральной Азии последовали бы за ней.
То, что делается с российской стороны, абсолютно недостаточным. Россия необходимо должна разработать, новая стратегия развития со странами Центральной Азии, более четкая, настойчивая и привлекательная. Российские организации: “Русский мир”, Россотрудничество должны кардинально изменить свою работу в области образования и культуры в странах Центральной Азии. России самой надо быть более активной, в первую очередь в мягкой силе, не стесняться перенимать опыт у западных стран в том, как продвигать культурную и гуманитарную политику в регионе.
У стран Центральной Азии должен быть только один партнер и арбитр, и это должна быть только Россия.
Асилбек Эгембердиев, Москва