Как стало известно “Ъ”, в Госдуму внесены поправки к закону «Об информации, информтехнологиях и о защите информации» и к Кодексу об административных правонарушениях РФ, по которым крупные новостные агрегаторы фактически приравниваются к средствам массовой информации. В том числе вводится запрет на иностранное участие более 20%.
В среду в Госдуму внесены поправки к закону «Об информации, информтехнологиях и о защите информации», больше известному как «закон о блогерах», и к Административному кодексу. Проект вводит особый правовой режим для интернет-ресурсов, которые собирают, обрабатывают и распространяют информацию (вводится новое понятие «новостной агрегатор»). Режим будет касаться агрегаторов с количеством пользователей более 1 млн в сутки. Вести их реестр поручено федеральному органу, осуществляющему функции по контролю и надзору в сфере СМИ (Роскомнадзор). Проект обязывает новостные агрегаторы «проверять достоверность распространяемой общественно значимой информации», в том числе источником которой является СМИ, и предполагает внесудебное «принятие мер по пресечению распространения недостоверной информации» по жалобе уполномоченных органов. Их перечень определит правительство. Новостной агрегатор должен быть национальным юридическим лицом, иностранное участие в котором возможно в размере не более 20%. Шесть месяцев дается на приведение структуры компании в соответствие с новыми требованиями законодательства. В течение шести месяцев компания обязана также хранить распространенную ею информацию. Ответственность (штрафы от 400 тыс. руб. для физических лиц до 5 млн руб. для юридических лиц) агрегатор будет нести, если не убрал недостоверную информацию по требованию Роскомнадзора.
По словам источника в Госдуме, под действие проекта подпадут до 30 крупных компаний: «Яндекс», Mail.ru, Google, Rambler, «ВКонтакте», «Спутник», Facebook, Twitter и др.
В пресс-службе «Яндекса» “Ъ” сообщили, что сервис «Яндекс.Новости» просто не сможет существовать, если возложить на ресурс ответственность проверять новости. «Каждый день “Яндекс.Новости” индексирует более 100 тыс. новостных сообщений от почти 7 тыс. источников. У “Яндекс.Новостей” нет редакции, сервис автоматически собирает сообщения от партнеров и в том же виде показывает их заголовки и фрагменты. Полные тексты новостей новостной агрегатор “Яндекса” не публикует — читатели переходят по ссылкам на сайты партнеров. Таким образом, “Яндекс.Новости” объективно ограничен в возможности проверки законности и достоверности новостной информации, подготовленной третьими лицами, и не может нести ответственность за такую информацию»,— заявили “Ъ” в пресс-службе «Яндекса».