Глава бюджетного комитета Верховной рады Украины Роксолана Пидласа поддержала идею отказа от понятия минимального прожиточного уровня. На сегодня его реальный показатель втрое превысил официальную величину, что вызывает негативные эмоции у населения, уточнила депутат. Хотя при отказе от упомянутого понятия фактически размывается и увязанная с ним категория малоимущего населения, численность которого на практике продолжает увеличиваться, уточнили эксперты.
Украинским бюджетникам уже в октябре следует ожидать уменьшения зарплат вследствие повышения налогов, предупредил депутат Верховной рады Украины (ВР) от партии «Голос» Ярослав Железняк. Как он предположил в опубликованном в четверг комментарии, парламент в ближайшие дни утвердит законопроект о повышении налогов 11416-д, а президент Украины Владимир Зеленский сможет подписать его в середине октября. «То есть где-то условно после 15 октября он вступит в силу, и задним числом с 1 октября поднимут военный сбор с 1,5 до 5% на все зарплаты в конце месяца», – объяснил депутат. И добавил: «Вот я просто представляю реакцию работников, особенно бюджетников из социальной сферы».
Накануне глава бюджетного комитета ВР Роксолана Пидласа, представляющая пропрезидентскую партию «Слуга народа», также озаботилась реакцией населения на показатели минимального прожиточного уровня. «Это вызывает очень много негатива по отношению к государству, когда мы говорим в официальном документе, в госбюджете, что человек должен быть в состоянии прожить на 3 тыс. грн (свыше 6 тыс. руб.), при этом Министерство социальной политики на соседней улице рассчитывает фактический прожиточный минимум примерно на уровне 9 тыс. грн (18 тыс. руб.)», – уточнила глава парламентского комитета. По ее словам, довести до реального показателя планку прожиточного минимума невозможно, так как к нему привязаны многие социальные выплаты. А потому от данного понятия вообще стоит отказаться при расчетах бюджета. Вместо этого следует установить некую базовую расчетную величину, к которой могли бы быть привязаны зарплаты судей, прокуроров и сотрудников антикоррупционных органов.
Одновременно парламентарий также объяснила, что повышение минимальной заработной платы проектом бюджета на 2025 год не предусмотрено из-за нехватки средств. По подсчетам Минфина, если в этом году увеличить названный показатель на 100 грн (свыше 200 руб.), то расходы госбюджета вырастут на 5,3 млрд грн (10,6 млрд руб.), а если повысить минимальную заработную плату на 1 тыс. грн (2 тыс. руб.) – это потребует дополнительного выделения более 50 млрд грн (100 млрд руб.), рассказала Пидласа.
Напомним, в соответствии с госбюджетом Украины на текущий год с 1 апреля 2024 года минимальная заработная плата в стране была повышена с 7,1 тыс. грн до 8 тыс. грн (16 тыс. руб.). И в целом, по сообщениям СМИ, из-за нехватки квалифицированных кадров в условиях масштабного военного конфликта с Россией средняя зарплата штатных работников в стране увеличилась. По данным Государственной службы статистики Украины, к концу второго квартала 2024 года она выросла на 22,1%, до 20 964 грн (41 928 руб.) в сопоставлении с аналогичным прошлогодним периодом. А по сравнению с довоенным 2021 годом, когда средняя зарплата работников составляла 14 014 грн (28 028руб.), данный показатель поднялся на 49,6%.
При этом, как рассказала журналистам в конце сентября замминистра образования и науки Украины Евгения Смирнова, сетуя на то, что молодежь неохотно идет в вузы на специальность «Дошкольное образование», средний заработок молодого воспитателя без стажа работы составлял 9382 грн (18 764 руб.), а воспитателя высшей категории – 13 325 грн (26 650 руб.). Кстати, по статданным, и средняя зарплата учителя равнялась 12 тыс. грн (24 тыс. руб.). Но в то же время, как следовало из информации украинского Минфина, средняя зарплата в госорганах власти центрального уровня за период с января по июль увеличилась более чем на 20 тыс. грн – с 38 тыс. до 58,5 тыс. грн (117 тыс. руб.). Из них самыми большими оказались зарплаты сотрудников Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) – в среднем 111,9 тыс. грн (223,8 тыс. руб.). И тут, конечно, к слову пришлось упоминание о том, что назначенный недавно исполняющим обязанности главы правления «Укрэнерго» Алексей Брехт получил в июле зарплату в размере 717 424 грн (1 434 848 руб.), которым журналисты сопроводили рассуждения Роксоланы Пидласы об отсутствии средств на повышение минимальных зарплат.
Но на таком фоне, очевидно, обсуждаемое понятие минимального прожиточного уровня для каких-то украинских чиновников уже могло показаться несущественным?
На сегодня украинская статистика зачастую не отражает реального положения дел, подчеркнул в комментарии для «НГ» завотделом Украины Института стран СНГ Иван Скориков. Так, например, текущая ситуация отличается высоким уровнем скрытой безработицы, когда люди не учитываются официальной статистикой по занятости. Поэтому может сложиться впечатление, что масштабы безработицы в украинском государстве незначительны. Хотя на самом деле она продолжает расти как из-за наблюдавшейся в последние годы фактической деиндустриализации страны (в частности, ради соответствия стандартам ЕС), так и вследствие массового увольнения украинских мужчин с предприятий (также обязанных соблюдать предусмотренные военно-учетные мероприятия) с тем, чтобы не попасть под мобилизацию. Понятно, киевские власти заинтересованы в том, чтобы социальные показатели выглядели более позитивно, чтобы обеспечить для себя лучший имидж и рейтинги. А также для того в том числе, чтобы меньше раздражать спонсоров из Евросоюза, траншами которого закрываются все соцвыплаты из госбюджета в последние два года.
Этими попытками, по мнению Скорикова, обусловлено и стремление Киева скрыть фактическое число малоимущего населения наряду с заявленным желанием – и вовсе малоимущих отменить. Притом что сограждане против таких решений смогут протестовать лишь в каких-то анонимных Telegram-каналах. А их публичные протестные акции в условиях бесконечно продлеваемого военного положения стали невозможными. «Сейчас даже известные политические оппоненты Зеленского стараются не поднимать социальную тематику, поскольку всякий поставленный перед властью вопрос, пусть и не относящийся к военной или внутриполитической, международной проблематике, трактуется офисом президента как намерение дестабилизировать ситуацию в стране – в угоду Москве. При этом само киевское руководство откровенно игнорирует общественное мнение в последнее время. И уж если оно и согласилось принять скандальный закон о земле, то легко может отказаться от таких мелочей, как понятие прожиточного минимума и статус малоимущих», – заключил завотделом Украины Института стран СНГ.
Источник: Независимая газета