09.12.2024 03:04

В Кыргызстане планируют снять фильм «Эр Төштүк», который будет не хуже «Властелина колец»

В Кыргызстане планируют снять фильм «Эр Төштүк», который будет не хуже «Властелина колец»

В Кыргызстане планируют снять фильм «Эр Төштүк», который будет не хуже «Властелина колец»

Режиссер, писательница и поэтесса Дальмира Тилепберген рассказала АКИpress о предстоящем масштабном кинопроекте «Эр Төштүк», который, возможно, изменит киноиндустрию страны в области 3D-графики и киноэффектов.

Она отметила, что работа колоссальная и на полное осуществление уйдет 4,5 года. Однако, зрители смогут увидеть первую из трех частей уже через 1,5-2 года.

Чего ожидать от нового амбициозного проекта? На каком этапе он сейчас находится? И что в итоге будет — фильм или мультфильм, о прошлом или будущем? О деталях и задумке Дальмира Тилепберген рассказала в интервью АКИpress.

– Расскажите для начала о самом проекте.

– Этот проект идет с 2011 года. Вернее, я писала сценарий и тогда он задумывался как анимационный полнометражный фильм. Потом через какое-то время я уже думала, что он получится другим. А хотелось как, допустим, «Властелин колец».

В итоге мы планируем выпустить 3 фильма (трилогия), как и во «Властелине колец». Они уже продуманы, есть сценарий. Экспертная комиссия по госзаказу утвердила его. Сам проект разработан на 4,5 года. По финансированию тоже разложено на это время. Потому что особенность фильма в 3D-графике – это огромные компьютеры, рендеры, работа с 3D-графикой, которая занимает очень большое время. Поэтому фильм разделен на три части.

– В Кыргызстане есть такие технологии для того, чтобы снять фильм на таком же уровне, как и «Властелин колец»?

– Мы будем первыми, кто эти технологии будет пробивать. Когда-то все равно надо начинать. С одной стороны страшно, что мы начинаем это первыми, с другой стороны, всё-таки в мире уже есть прецедент. Тем более, когда мы говорим про «Властелин колец» или «Аватар», многим кажется, что для этого нужен многомиллионный бюджет и так далее. Но нам повезло в том плане, потому что многие эти программы уже апробировали на этом фильме, и они как плагины уже есть.

– У нас есть специалисты, которые смогут с этим всем работать на таком уровне?

– У нас есть ребята, которые онлайн работают с «Голливудом». Мы просто не знаем об этом, мы недооцениваем их. Мы считаем, что у нас мало специалистов. На самом деле мир давно уже ушёл в онлайн-производство, когда ребята, сидя в Бишкеке или в Алматы, могут делать заказы, например, для Кристофера Нолана.

Я с ними знакома, у нас супервайзером будет работать один такой специалист, это бишкекский парень. Но также будут работать по удалёнке 3D-графики из разных стран мира. Мы планируем воспитать свою армию художников, 3D-графиков, чтобы потом мы могли уже делать в дальнейшем и другие похожие фильмы.

– Для этого нужны специальные камеры и оборудование?

– Да, на «Кыргызфильме» уже есть одна такая камера. Ее не хватит, мы будем докупать. Также нужно специальное оборудование — это огромные комнаты, набитые компьютерами, рендер-машины, которые будут рендерить, компьютеры для художников, которые будут отрисовывать для фоновщиков. Будет огромный сферический LED-экран, потому что раньше всё это делалось на хромакее, то есть на зеленом фоне. Отчасти у нас тоже такое будет, но мы планируем, что будут даваться готовые фоны уже в видеоформате на LED-экране и это будет компоноваться.

Это очень большой вызов и, я думаю, что мы с ним справимся. Мы должны справиться. Мы уже столько лет пробиваем этот проект. Я думаю, что для Кыргызстана это будет самое то, самое необходимое. Потому что наши дети, к сожалению, теряют язык, есть такая проблема. У нас очень слабо с тем, чтобы передавать традиции. Наши дети хотят быть похожими на Человека-паука, Халка и других голливудских героев, потому что они сейчас в мировом пласте занимают пласт современных эпических героев. Когда большинство нашей молодёжи всё-таки смотрит только туда, мы теряем очень много из своей культуры. А мы хотим сделать так, чтобы дети наши хотели походить на нашего героя, на Эр Төштүка.

– Почему именно Эр Төштүк?

– Это больше связано с личными моментами. Когда я читала «Эр Төштүк», он мне очень понравился. И когда в «Бигиме» (продакшн-студия) начинали обсуждать эпосы, первым в очереди стоял «Эр Төштүк». Чтобы прийти к «Манасу», мы должны пройти, апробировать серию малых эпосов. «Эр Төштүк», судя по сюжету, очень древний, и это та история, с которой действительно хочется начать.

Другие малые эпосы, например, «Кожожаш», по производству намного легче, они чуть более позднего этапа и с каждым разом мифичность истории становится всё меньше. Если говорить об «Эр Төштүке» — это миф, чистый миф. «Манас» — это уже глобальный эпос, который показывает, как управлять империей, государством, быть ханом огромной территории, то есть там от мистики осталось очень мало. «Эр Төштүк» же является протосюжетом многих историй, поэтому какая-то его историческая линия повторяется даже в «Манасе». Например, рассказ о том, что долго ждали ребёнка и, наконец, он родился. Поэтому мы хотим начать именно с «Эр Төштүка».

«Эр Төштүк», можно сказать, наш Одиссей, наш Персей, это то, что идёт от самой глубины нашей эпической древности. Когда мы начинаем искать свою идентичность, когда мы идем и просто не знаем, в какую именно сторону мы движемся, мы должны опускаться очень глубоко к своим корням. Самые глубокие корни — это наши сказки, наши мифы. Отталкиваясь от них, мы должны подниматься, поднимать свой дух, свою идентичность, свою идеологию. Поэтому я считаю, что мы правильно идём. Вроде бы нащупали очень правильный момент, когда мы должны начинать с азов: что такое кыргыз, как такой наш герой, каким должен быть наш герой, каким должен быть язык, музыка. Это не постулат, но это даёт нам базу.

– Будет ли весь сюжет фильма идти по эпосу?

– Специфика эпоса в том, что она очень растекающаяся. Например, юрту могут описывать целую главу из 30 листов. У нас же все будет укомплектовано, но основная сюжетная линия будет идти по сюжету Саякбая Каралаева. Есть много версий «Эр Төштүка» в каждом тюркском народе. Это такая метасюжетная история, потому что ее можно наблюдать и у других народов. Например, посещение подземного мира, спускание в Аид – это параллели античных эпосов. Для нас это как интерпретация в путь в своё подсознание, чтобы обрести себя, свою душу. Вот в таком плане мы рассматриваем наш проект. Это то, что касается сюжетной линии.

– Автором сценария являетесь вы?

– Да, сценарий писала я. Естественно, за это долгое время он много раз переделывался, и я давала его читать очень многим нашим коллегам. Сценарист я там одна, но тем не менее сейчас, так как мы уже формируем команду, получается такая синергия идей и было бы не совсем корректно, если бы я говорила, что это всё моё. Кто-то дает какую-то идею и все это создается — наш сценарий, поэтому я говорю «мы», а не «я».

– Проекту уже 13 лет. Были ли у вас мысли забросить его?

– История меня не оставляла, периодически она всё равно приходила ко мне. Кинопроцесс зависит не только от меня одной, но и от многих факторов. Какие-то моменты шли очень хорошо, но не получались. Это такая классная история и каждый раз, чем больше углубляешься, тем больше понимаешь, что она нужна, но то там не получилось, то тут не получилось, но ты идёшь дальше и идёшь, как бы не сбрасываешь со счетов, она где-то хранится у тебя на полке.

И вот момент, скажем так, этап развития нашего проекта «Эр Төштүк» случился после нашего приезда из Америки, мы приехали с призами. Наш министр культуры вызвал к себе, вручил мне госнаграду от Минкультуры и спросил, какие у нас есть проекты на будущее. У меня есть сценарий фильма «Сендикмин», это история любви ат-башинской красавицы Үкөй и поэта Боогачы, также предложила «Эр Төштүк». Министр сказал, что «Эр Төштүк» очень хорошо подходит под закон президента об эпосе «Манас», под развитие и пропаганду наших эпосов, кыргызского языка и под 130-летие Саякбая Каралаева.

– Расскажите о команде, так как половина работы зависит от нее. Она уже есть или вы ее только формируете?

– Группа в основном уже составлена, то есть это основная постановочная группа. Постановщиков немного: это оператор, сценарист, статист, каскадер, режиссёр, второй режиссёр. Возможно, у нас будет несколько вторых режиссёров, потому что мы будем параллельно снимать все серии. Такая параллельная съемка сэкономит нам время и средства. Нам нужно 10 павильонов подряд, чтобы параллельно работать. Поэтому мы на одном объекте все сцены снимаем, потом можно будет убирать полностью, затем можно делать уже другой объект и так далее. Это частности, но это важно, потому что, работая с госбюджетом, мы понимаем, что несём очень большую ответственность. Понимая к тому же, что у нас далеко не голливудский бюджет, мы тем не менее будем стараться сделать так, чтобы фильм на самом деле выстрелил, чтобы это была достойная картина.

– Государство, получается, уже выделило финансирование?

– Сейчас все на этапе продвижения. Мы уже прошли: сценарий в Министерстве культуры был одобрен, в Министерстве финансов уже все распределено. Сейчас на этапе правительства, то есть последние моменты. Я думаю, мы уже можем об этом говорить, что скоро начнём такой проект, с благодарностью к тому, что к нам, творческим людям, все-таки прислушались.

Есть проекты, как наш «Эр Төштүк», которые без участия государства просто невозможны. Такой эпический проект, тем более несущий в себе азы кыргызской сущности, идентификации — это обязательно должно быть на государственные средства. Мы очень благодарны, что с пониманием отнеслись в правительстве, что нам нужен такой фильм. Я думаю, что мы сейчас в очень хорошем времени, когда совпадёт желание народа, помощь правительства и стремление творцов, творческих людей создать один единый проект.

– А задумывались ли вы о привлечении каких-то других инвесторов?

– Очень надеюсь, что они будут. Я думаю, это наш первый опыт и всё равно нам будут необходимы дополнительно какие-то средства, так как это очень масштабный бюджет. Мы рассчитываем на местных меценатов, которые правильно поймут, что это нужно для кыргызского народа.

А вообще, статус госзаказа предполагает, что у нас не должно быть международной копродукции. Но тем не менее, я думаю, что у нас будут возможности где-то найти внутри Кыргызстана и, возможно, постепенно мы будем рассматривать варианты для привлечения инвесторов из других стран тоже.

Вы знаете, почему вообще практикуется то, что госзаказ должен делаться всё-таки на кыргызские деньги? Прежде всего потому что заказчик, любой инвестор, который приходит со стороны, несёт часть культуры своего народа. Это был не очень хороший опыт, когда снимали казахский эпический фильм, и тогда инвестор настаивал на том, чтобы главного героя играла голливудская звезда. От этого теряется сущность самого фильма. То есть это должно быть на местном материале, потому что это должен быть местный культурный код. А вхождение других культур, в случае «Эр Төштүка», он принадлежит не только кыргызскому народу, и здесь может быть грамотная синергия. Но тем не менее всё равно нужно стараться удерживать свою линию, что мы снимаем на основе эпоса Саякбая Каралаева.

– Если это планируется как художественный фильм с 3D-графикой, то здесь также большую роль играет художник-постановщик. Как у вас с ним обстоят дела?

– Мы будем в основном опираться на молодёжь, потому что всё-таки 3D-графика, нужны профессионалы, молодые ребята, которые уже знают технику. Тем не менее, чтобы создать вкус, стиль картины, нам нужны будут художники. Так что у нас пока открыта позиция художника-постановщика, который будет концептуалистом самого проекта.

Кроме этого, мы, приступая к работе, делаем себе референсы, на что будет похож наш фильм. Мы говорим, это Питер Джексон, это «Властелин колец», то есть мы замахиваемся на такой уровень и качество. Я думаю, мы справимся с этим, потому что Питер Джексон снимал это вообще в начале 2000-х годов, за это время технологии далеко шагнули вперёд и всё, что тогда на коленках как-то создавала группа Питера Джексона и других проектов того времени, сейчас с каждым годом дешевеет и более распространено среди широкой массы и для нас это будет доступнее. Также мы хотим всё-таки взять курс мастер-классов. Наши постановщики либо поедут туда, либо мы пригласим из Новой Зеландии со студии «Вета» сюда в Кыргызстан. Вот такие у нас планы. То есть мы не с пустого порога, мы всё-таки хотим учиться великому у великих.

Еще нам дает уверенности то, что у нас замечательная природа, ничем не хуже Новой Зеландии. Я думаю, у нас потрясающая природа и мы будем выжимать максимум из всех красот, чтобы после просмотра фильма Кыргызстан тоже стал точкой в мире, о которой говорили бы: «Вот здесь снимался «Эр Төштүк»!

– У нас есть очень неудачные примеры фильмов на тему акынов и околосакральные темы. Вы не боитесь неудачи?

– Есть такой момент, когда количество переходит в качество. Я думаю, что мы достигли определённой массы в количественном эквиваленте, что постепенно начнёт перерастать в качество. Тем более, это же опыт, не всегда сразу получаются шедевры. Сравнить того же самого Питера Джексона, первые его фильмы были просто трешовыми! У Акиры Куросавы первые фильмы не состоялись, а потом только возник «Расемон», потом возник шедевр.

К творческим людям сейчас многие относятся как в этом анекдоте, когда дают шкуру и говорят: «А ты сможешь сшить из нее шапку?», второй говорит: «Смогу».

– А две шапки?

– Тоже смогу.

– А три шапки?

– Тоже смогу.

То есть тот, который даёт это сырьё, он отдает себе отчет в том, что невозможно из маленькой шкуры сшить 10 шапок. Второй же говорит, что сможет, потому что он сделает их маленькими. Мы в таком положении, когда зависим от этого сырья, которое дает заказчик, в данном случае — государство. А когда государство идёт по степени, как будто мы на базаре торгуемся: «А ты можешь за вот такую маленькую сумму родить шедевр?», это неправильная постановка вопроса. Наоборот, надо как-то консолидироваться всем обществом и создавать совместный шедевр, а иначе дав какие-то гроши творческому человеку и потом требовать с него шедевры — это, наверное, неестественно даже с точки зрения энергии.

– Сам проект будет на кыргызском, это понятно, а будут ли субтитры? На русском, может быть на английском?

– Возможно, мы будем делать дубляж. Это делается, чтобы мы могли ориентироваться не только на наш прокат, но и на СНГ, может быть, и на международный уровень. У нас привыкли делить на фильмы для народа и на фильмы для фестивалей. Мы хотим сделать такую синергию, такой фильм, который будет как бы идти и на фестивали тоже, но при этом и народ тоже будет смотреть. Мы рассчитываем, что будет хороший прокат.

– Сколько времени будет длиться каждая часть, серия?

– Планируем где-то минимум 90 минут, может быть, чуть больше, может чуть меньше, в зависимости от насыщенности серии. Как и у Питера Джексона, будет центральная история, которая начинается с первой серии и заканчивается последней, но каждую отдельную серию можно смотреть как отдельный фильм, то есть сюжет в сюжете, есть же очень много сюжетных линий.

– Есть ли у вас уже каст? Кого вы видите в ролях?

– Каких-то актеров я приметила на каких-то персонажей, я буду их приглашать и говорить с ними. На главную роль, на роль Эр Төштүка мы пока не определили никого, потому что он в процессе растет — это должен быть очень молодой, слегка беспечный парень, который постепенно становится героем. То есть мы не берем сразу какого-то монументального персонажа, мы берем юного парня, который будет расти и становится героем. Тем более с ним может ассоциировать себя молодёжь и говорить: «Так это же я! Вот я сегодня такой, а завтра я могу стать героем. я завтра могу стать Эр Төштүком!».

Другое поколение – Эламан, Сарыбай, Жети баштуу жешкемпир, Кок доо и другие возрастные актеры, это, конечно, будут из наших мэтров. Актриса Таалайкан Абазова, моя актриса, которую я очень люблю снимать, будет нашим кастинг-директором. Конечно, мы будем решать всё это коллегиально, но я верю её чутьё, я верю в то, что она больше знает актёров, чем я. Будем делать очень сильный кастинг, потому что идёт упорная работа. Главное, чтобы хорошо знали кыргызский язык.

– На каком этапе проект на сегодня?

– Так как государство еще не дало официально отмашку, мы пока сами, такая малая группа, обсуждаем, что мы будем делать, план работы, как мы пойдем, где мы будем строить павильоны, где какую технику будем брать и так далее. Всё это мы пока проговариваем и сейчас готовим документы, базу. Вот сейчас на таком этапе идёт работа.

Акылбек Жапаров подпишет и сразу во все СМИ пойдет эта информация и мы уже активно начнём работать: объявим кастинг, будем делать выбор натуры, закупать технику, шить костюмы и прочее. Так как у нас очень много мистических персонажей, Тортмамыт, Чалкуйрук и другие, у нас будет техника CGI, также будут силиконовые маски, которые тоже будут применяться. Одним словом, впереди много работы.
Подробнее: culture.akipress.org/news:2197295?f=cp

ПОДЕЛИТЬСЯ

Share on facebook
Share on whatsapp
Share on telegram
Share on vk
Share on twitter
Share on odnoklassniki