В Кыргызстане планируют создать 250 тысяч рабочих мест, но кто на них будет работать?

В Кыргызстане планируют создать 250 тысяч рабочих мест, но кто на них будет работать?

В Кыргызстане планируют создать 250 тысяч рабочих мест, но кто на них будет работать?

Создание новых рабочих мест должно стать одним из ключевых направлений деятельности правительства Кыргызской Республики в 2024 году. Такую задачу государственным ведомствам поставил председатель Кабинета министров КР Акылбек Жапаров. По его словам, ускорить реализацию обозначенных целей позволит запуск новых производств и проектов в горнорудной промышленности, развитие сельскохозяйственного сектора, начало строительства железной дороги и крупных гидроэнергетических объектов.

Между тем очевидно, что запуск новых предприятий и создание новых рабочих мест потребует решения целого ряда задач, касающихся, прежде всего, наличия и качества трудовых ресурсов.

Как отметила в беседе с «Ритмом Евразии» эксперт по гуманитарным вопросам, в прошлом заместитель министра образования КР Умутхан Тыналиева, грандиозные планы Кабинета министров по запуску 100 промышленных предприятий и созданию 250 тыс. рабочих мест обострят проблему недостатка специалистов рабочих профессий – на технологически сложных участках новых промышленных объектов несомненно будет дефицит ремонтников оборудования и техники, технологов, механиков и т. д.

«В данной ситуации нужно кардинально изменить подход к обучению молодежи, т. к. в противном случае вряд ли удастся решить проблему нехватки квалифицированных трудовых ресурсов. Сегодня большинство популярных специальностей в вузах республики связаны с маркетингом, юридическими, бухгалтерскими и другими подобными направлениями, но только не с инженерными и прикладными специальностями, в представителях которых нуждаются промышленные предприятия», – отметила эксперт.

Не менее важную роль в развитии индустриализации республики должно играть среднее профессиональное образование, но для того, чтобы профлицеи могли готовить необходимые кадры, необходимо провести их реструктуризацию. «Программы должны быть направлены на подготовку квалифицированных и компетентных специалистов. Сейчас подготовка специалистов среднего звена в нашей республике осуществляется примерно по 110 направлениям. Из них экономические специальности – 45, медицина – 13, энергетика – 8, право – 20, автоматизация и информатика – 11, химическая инженерия – 16, педагогика – 14. Однако такая картина не совсем отвечает потребностям страны. Поэтому первостепенной задачей должно стать устранение разрыва между структурой программ СПО и требованиями рынка труда. Необходимо расширение спектра образовательных программ по подготовке специалистов с учётом потребностей реального сектора экономики, а также установление регулярного сотрудничества техникумов и СПО с промышленным сектором», – поделилась мнением У. Тыналиева.

По ее словам, в решении данных задач можно и нужно использовать опыт других стран, например Китая, где на сегодняшний день создана крупнейшая в мире система профессионального образования, насчитывающая около 12 тыс. профессиональных училищ, в которых обучаются более 29 млн человек.

«Ведущие вузы Китая путём взаимного выбора учебных дисциплин и взаимного признания учебных баллов смогли интегрироваться со средними профессиональными училищами. Кроме того, активно осуществляется интеграция промышленности и образования – профессиональные училища и действующие предприятия совместно создали около 25 тыс. производственных баз для прохождения студентами практики и стажировки. На мой взгляд, в целях адаптации к реструктуризации экономики и  модернизации предприятий в Кыргызстане необходимо провести обновление специальностей профессионального образования. В том же Китае за 10 лет из системы профобразования было выведено больше 100 специальностей, как  утративших актуальность. При этом более 1000 дополнены и модернизированы с учётом востребованности на рынке труда», – пояснила собеседница «Ритма Евразии».

Она также добавила, что Кыргызстан обладает и человеческими ресурсами, и хорошим потенциалом системы образования, а это значит, что при их грамотном использовании со стороны государства планы кабмина вполне реализуемы.

Согласно данным Министерства труда, социального обеспечения и миграции КР, на 1 декабря 2023 г. уровень общей безработицы по республике составил 4,9%, официальной – 2,6%. При этом количество заявленных в службы занятости вакантных рабочих мест составило 22488. На конец года невостребованными остались около 6,5 тысячи рабочих мест.

Как сообщили в ведомстве, дефицит кадров наблюдается во многих сферах и на разных уровнях, но в нескольких областях дефицит квалифицированной рабочей силы стоит наиболее остро. «С ростом цифровой экономики и технологической зависимости существует постоянная потребность в высококвалифицированных специалистах в области программирования, разработки программного обеспечения, анализа данных и т.д. Как и многие страны, Кыргызстан сталкивается с дефицитом инженеров, физиков, химиков и других научных специалистов. Это связано с высокими требованиями к образованию и специализированными навыками. В республике также не хватает квалифицированных врачей, медсестер, технического персонала и других специалистов в сфере здравоохранения. Дефицит квалифицированных рабочих наблюдается в строительной и легкопромышленной отраслях, прежде всего, это касается швейного производства», – рассказали «Ритму Евразии» в Минтруда КР.

В целях компенсации дефицита кадров Кыргызстан сегодня привлекает иностранную рабочую силу. Однако привлечение иностранных специалистов может быть лишь временным решением для устранения дефицита кадров и поддержания экономического роста, подчеркнули в ведомстве.

По словам члена Совета по миграции при спикере ЖК КР, директора Центра экспертных инициатив «Ой Ордо» Игоря Шестакова, нынешняя ситуация на рынке труда Кыргызстана сложилась во многом из-за санкций Запада против России: «Например, с уходом с российского рынка западных брендов той же одежды у кыргызских производителей швейной продукции появилось намного больше заказов, в связи с чем в республике стала ощущаться нехватка рабочих рук. Сейчас для работы в швейных цехах в нашу страну привозят работников из Бангладеш. При этом возросли и зарплаты, наши швейники в среднем зарабатывают около 60 тыс. сомов (58,8 тыс. рублей) в месяц, а бангладешские граждане – в среднем 40 тысяч сомов (39,2 тыс. рублей) в месяц. Это, наверное, один из таких важных моментов – теперь Кыргызстан, который всегда воспринимался как страна миграции, завозит рабочую силу из иностранных государств, чтобы выполнять заказы, прежде всего, для российских компаний, в том числе для маркетплейсов Wildberries и Ozon».

Эксперт уверен, что с приходом других российских компаний и созданием новых совместных предприятий, прежде всего, в сфере легкой промышленности Кыргызстану будет проще решать вопросы с созданием новых рабочих мест. «Поэтому я думаю, что заявление кыргызского правительства о том, что в обозримом будущем в нашей стране появится 250 тыс. рабочих мест, вполне реально. Другое дело, что потребуются соответствующие инвестиции и технологии, но вполне вероятно, что это будут как раз инвесторы из России, которые будут расширять здесь свое присутствие. Соответственно, нужно будет меньше рабочих завозить в Россию, и кыргызстанцы будут работать у себя на родине».

Между тем стоит отметить, что за последние несколько лет в республике были созданы тысячи новых рабочих мест, однако уровень трудовой миграции в зарубежные страны, прежде всего в Россию по-прежнему остается значительным. По данным Национального статистического комитета КР, число трудовых мигрантов составляет около 16% от общей численности постоянного населения страны (6 млн 936,2 тыс. человек), или 28% от числа граждан в трудоспособном возрасте.

Чиновники называют несколько факторов, объясняющих данную ситуацию: «Экономические условия  и различия в заработной плате могут быть фактором, мотивирующим граждан на поиск работы за границей. Зачастую работа в других странах, особенно с сильными экономиками, позволяет гражданам Кыргызстана получать доход в более стабильной иностранной валюте, что может считаться привлекательным с финансовой точки зрения».

Кроме того, если трудовая миграция стала традиционной практикой в обществе, говорят в ведомстве, семьи могут продолжать отправлять своих членов за границу, даже если внутренние условия улучшаются. Кроме того, граждане могут видеть в зарубежных государствах больше возможностей для карьерного и профессионального роста, особенно если там предоставляются более квалифицированные рабочие места или более высокооплачиваемые должности. В целом множество факторов: экономические, социальные, культурные и личные влияют на решение граждан о трудовой миграции. Расширение возможностей трудоустройства на родине – это лишь один из них.

Вместе с тем, прогнозируя возможные изменения в картине трудовой миграции в ответ на создание новых рабочих мест, в ведомстве отметили, что это может повлечь за собой:

во-первых, снижение давления на трудовой рынок: «Если создание новых рабочих мест приведет к снижению безработицы и повышению занятости внутри страны, то это может снизить давление на граждан выезжать за границу в поисках работы»;

во-вторых, увеличение возможностей для трудовой занятости: «Новые рабочие места могут создаваться в различных отраслях, что увеличит возможности для разнообразной трудовой занятости. Это может предоставить гражданам больше выбора и стимулировать их оставаться в республике»;

в-третьих, улучшение экономической ситуации: «Если создание новых рабочих мест сопровождается улучшением экономической ситуации в стране, это может уменьшить потребность в миграции».

При этом было подчеркнуто, что трудовая миграция зависит не только от внутренней экономической ситуации, но и от многих других обстоятельств, таких как политическая стабильность, социальные условия, образование, уровень доходов и т. д. Также граждане могут решать выезжать за границу не столько из-за отсутствия дома рабочих мест, сколько из-за желания улучшить свои условия жизни, получить новый опыт и т. д.

«Эффективное управление трудовой миграцией включает в себя разносторонний подход, в том числе сочетание создания новых рабочих мест, поддержки предпринимательства, образовательных программ и других мер, направленных на улучшение условий жизни для граждан внутри страны», – добавили в Минтруда.

Источник:

www.ritmeurasia.ru

ПОДЕЛИТЬСЯ

Share on facebook
Share on whatsapp
Share on telegram
Share on vk
Share on twitter
Share on odnoklassniki