Во что обойдется Киргизии экономический разрыв с Россией

Во что обойдется Киргизии экономический разрыв с Россией

Во что обойдется Киргизии экономический разрыв с Россией

В последнее время в соцсетях и некоторых местных СМИ стал подниматься вопрос о том, что Кыргызской Республике надо выходить из Евразийского экономического союза из-за того, что Россия попала под масштабные санкции стран Запада. Кыргызстан вошел в Евразийский экономический союз еще в 2015 году, а в этом году председательствует в органах ЕАЭС.

В первую очередь, надо отметить, что евразийская интеграция является второй в мире по глубине интеграции (после Европейского союза) и первой в мире по темпам интеграционных преобразований. Евразийский экономический союз создавался для укрепления национальных экономик и возможностей государств-членов в мировой экономике при условии создания четырех свобод – передвижения товаров, услуг, финансов и рабочей силы. Его создание пришлось как на период мировой экономической нестабильности, так и на время геополитических изменений в Евразии, что повлияло на ситуацию внутри ЕАЭС. Сегодня актуален вопрос перспективности развития экономик государств-членов в формате их участия в евразийском интеграционном проекте.

Одним из важнейших приоритетов ЕАЭС является формирование единых рынков Союза – энергетического, агропромышленного, фармацевтического, трудового и общего рынка услуг, включая цифровую экономику, которая действительно безгранична. В рамках ЕАЭС функционирует общий рынок товаров с единой таможенной территорией и общим Таможенным кодексом. Благодаря кодексу время выпуска товаров в свободное обращение сократилось в шесть раз, а регистрации таможенной декларации – в два раза.

Семь лет работает общий рынок труда. Граждане пяти государств могут беспрепятственно работать на территориях друг друга и пользуются всеми теми правами, что и граждане страны, где они пребывают. Более того, в целях дальнейшего развития общего рынка труда разработано и утверждено соглашение о пенсионном обеспечении, которое вступило в силу 1 января 2021 года.

Работа по запуску других общих рынков (финансового, общего рынка транспортных услуг, а также общего рынка энергоресурсов) активно проводится в рамках Стратегии–2025. Уже утверждены концепция и программа формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС. Такой же пакет документов принят по общему рынку газа. Следующим важным этапом станет принятие международных договоров по формированию в ЕАЭС общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов.

В прошлом году ЕАЭС нарастил объемы взаимной торговли до исторического максимума – 72,6 млрд долларов. Такого высокого показателя удалось добиться впервые за все семь лет существования Союза. Это на 32% превышает уровень 2020 года и на 17% – уровень 2019 года. Внешняя торговля стран Союза с третьими странами в прошлом году также продемонстрировала серьезный рост – более 844 млрд долларов, или на 35% больше, чем в 2020 году. При этом импорт товаров в страны вне ЕАЭС вырос на 23%, экспорт – на 44%.

Что касается сценариев выхода из ЕАЭС, то они прямо противоречат национальным интересам Кыргызстана и могут привести к драматическим последствиям для экономики страны и резкому ухудшению социально-экономического положения в целом. Первое. Серьезное падение поступлений от трудовых мигрантов, резкое ужесточение условий их пребывания в России, возвращение на родину не менее 200–300 тыс. человек, что создаст питательную среду для антиправительственных выступлений. 

Второе. Сворачивание деятельности Российско-Кыргызского фонда развития и российских инвесторов, прекращение прямой бюджетной поддержки со стороны России. Третье. Выход из ЕАЭС потребует воссоздания таможенного периметра с Казахстаном, а также воссоздания схемы полного таможенного оформления грузов в направлении Казахстана и России, а также соответствующей таможенной очистки поступающих оттуда грузов. Это частично, но не полностью перекроет выпадение доходов бюджета, формируемых из общего «котла» Таможенного союза.

Резкое падение доходов бизнеса от реэкспорта и экспорта собственной продукции также вызовет последствия в виде социальной напряженности и повлияет на уровень инфляции в стране при значимом падении налогооблагаемой базы. Оценочно падение доходов государственного бюджета – до 40% при одновременном росте бюджетной нагрузки, связанной с выплатой внешнего долга.

Четвертое. Девальвация национальной валюты в пределах 140–150 сом за 1 доллар США, рост учетной ставки НБ КР до 20% годовых с целью недопущения гиперинфляции.

Пятое. Резкая маргинализация общества со значимым возрастанием роли исламского экстремизма, угрозы регионализации и риски «афганизации» общества в условиях резкого падения уровня жизни и возврата из России в Кыргызстан нескольких сотен тысяч мигрантов.

Таким образом, выход из ЕАЭС не является решением проблем нашей страны, более того, в нынешней ситуации Кыргызстан может и должен находить свою нишу внутри Союза как страна, которая может принять к себе ряд производственных проектов из Российской Федерации в рамках выполнения союзных программ и значимо нарастить экспорт различной продукции на общий рынок ЕАЭС. Кыргызстану есть что предложить и с точки зрения туристических достопримечательностей и летнего отдыха.

Достаточно либеральная налоговая политика, мягкий банковский режим, использование русского языка как делового и официального, максимальное содействие инвестиционным проектам – все это дает возможность Кыргызстану быть надежным союзником для своих стратегических партнеров по Евразийскому экономическому союзу.

Кубатбек Рахимов, Исполнительный директор Центр стратегический решений “Аппликата”

ПОДЕЛИТЬСЯ

Share on facebook
Share on whatsapp
Share on telegram
Share on vk
Share on twitter
Share on odnoklassniki