Ишенбай Кадырбеков: Архитектура относится к категории высокой материи

Ишенбай Кадырбеков: Архитектура относится к категории высокой материи

Ишенбай Кадырбеков: Архитектура относится к категории высокой материи

О градостроительном хаосе Бишкека или о том, как уничтожается будущее столицы Кыргызстана в интервью «Региону.kg» рассказал заслуженный архитектор Киргизской ССР, кандидат архитектуры Ишенбай Кадырбеков.

«Регион.kg»: Кыргызстанцам не безразлично, как застраивается столица республики, какой она будет через несколько лет. И конечно, не хотелось бы, чтобы Бишкек выглядел хуже столиц соседних стран. Что вы можете сказать о градостроительстве и стиле архитектуры нашего города?

– Архитектура относится к категории высокой материи. Все, что строится, будет сосуществовать с нами столетия. С точки зрения восприятия градостроительства как материальной среды, где проходит жизнедеятельность человека, мы сегодня свидетели того, как хаос в градостроительном процессе превращает столицу в скопление зданий и сооружений, как улицы, дворы превращаются в автостоянки, как в городе становится неудобно жить.

Лица, ответственные за градостроительство, беспомощно созерцают происходящее и, по сути, не знают, что делать, как защитить наши города от грядущей урбанистической катастрофы, как восстановить былую комфортную среду. Как следствие, проблемы городов страны растут как снежный ком и не замечать их уже невозможно.

Что касается архитектурного стиля, то она создается целой эпохой, многими поколениями. Каждая эпоха создает свой особый архитектурный стиль, он порождается данной эпохой, вместе с ней эволюционирует и отмирает, или же переходит в другой стиль во многом от него отличающийся. И каким бы не был стиль – барокко, готика, ампир – архитектура каждой эпохи особенна, своеобразна, неповторима и уникальна. Город Бишкек по историческим меркам – совершенно молодой город. Архитектура столицы находится в стадии поиска, становления и потому его можно назвать архитектурой эклектизма.

«Регион.kg»: Ваш любимый город?

– Город Нарын, где я родился и вырос и, конечно, г. Бишкек.

«Регион.kg»: Какие здания вы считаете олицетворением архитектурного искусства в Кыргызстане?

– Мавзолеи в г. Узген, построенные в эпоху Караханидов.

«Регион.kg»: А здания в г. Бишкеке? Кстати, многие из них включены в перечень архитектурных памятников.

– Многие здания в Бишкеке, включенные в перечень памятников градостроительства и архитектуры, как бы выразиться деликатнее – это большое недоразумение. Памятниками градостроительства и архитектуры считаются архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки городов. Так гласит закон. О каком ансамбле, комплексе может идти речь в отношении здания государственного концерна “Кыргызалтын”, административного здания АО “Кыргызшампаны”, здания Западного автовокзала, здания агентства “КыргызКАБАР” и многих других. Может здания, обозначенные как архитектурные памятники, являются уникальными произведениями архитектуры? Спорно. Например, о какой уникальности можно говорить в отношении Кыргызского государственного цирка, который на базе типового проекта московского института «Гипроторг», был привязан и построен и у нас, и в г. Душанбе.

Если уж очень хочется придать тому или иному зданию статус памятника, если есть тому основание, то можно придать ему статус исторического. Например, здание жилого дома старосты Н. Терентьева, где бывал М. Фрунзе, включен в список как памятник истории и архитектуры. Архитектура тут ни причём. Вполне было бы достаточно придать этому зданию статус памятника истории и, тем самым, защитить его от сноса.

«Регион.kg»: Есть ли способ поправить положение? В чем интерес включать в перечень архитектурных памятников объекты, вызывающие сомнения?

– Ситуацию касательно памятников архитектуры, безусловно, надо поправлять. Интерес лиц, увлеченных в увеличении количества историко- культурного наследия, в том числе архитектурных памятников, очень прост. Вокруг зданий, включенных в данный перечень, устанавливается охранная зона, зоны регулирования застроек. Все виды земляных, строительных и других работ, а также хозяйственная деятельность осуществляются с согласия государственного органа по охране памятников. Если на карту г. Бишкек нанести охранные зоны, зоны регулирования 129 объектов историко- культурного наследия, то нетрудно увидеть, кто отныне осуществляет архитектурно-градостроительную политику в центральной части города. Этого оказалось мало. Под предлогом «в целях сокращения сроков предоставления документов» 6 августа 2021 г. Правительство меняет порядок выдачи разрешительных документов, в котором отменяет норму безвозмездной выдачи заключения в 10-тидневный срок. То есть, срок предоставления документов продлевается на неограниченное время. И это считается сокращением сроков? Удивительная логика. Отмена нормы «безвозмездно» также не безобидна. Отныне без выполнения визуально-ландшафтного анализа, который стоит недешево и не быстро. «Кыргызреставрация» не готовит заключение, и, соответственно, государственный орган по охране памятников документы не согласовывает. Таким образом, инвестор поставлен в положение, при котором он готов выполнить любые капризы согласующих лиц.

Я далек от мысли, что государственный орган Кыргызской Республики по охране и использованию историко-культурного наследия преследует не благие намерения. В этом нет никаких сомнений. Но в указанном случае произошел перебор, который надо поправлять. Надеюсь, Кабинет министров восстановит необоснованно отмененное положение о порядке выдачи разрешительных документов на проектирование, строительство от 30 мая 2008 года и, тем самым, внесет реальный вклад по защите инвесторов.

«Регион.kg»: Каково место Вашей профессии в обществе?

– Значительное. Материальная среда, коим является архитектура, а на уровне населенного пункта – градостроительство, формируется с тысячными системами связей. В их числе, экономическими, социальными, инженерно-коммуникационными, транспортными и т.д., которые регулируются соответствующими нормами и правилами. Важная особенность градостроительства состоит в том, что оно является динамичным процессом, находящимся в процессе непрерывных изменений. Подобно живому организму населенные места постоянно меняются и обновляются в соответствии с развитием общества и его потребностями. Поэтому, в целях предвидения возможных изменений, перспективы роста, учитывая особенность природно-климатических, демографических, социально-экономических условий населенных мест разрабатываются градостроительные документы, которые в соответствии действующего законодательства обладают статусом закона. Однако для нашего общества, в отличие от соседних стран, к сожалению, закон не писан. Порой строим на «красной линии», а иногда и за «красной линией», чуть ли не на проезжей части. Отсутствие линии застройки свело на нет перспективу расширения улиц, дорог. Игнорирование вопросов автостоянок превратили улицы в стоянки для автомашин, что привело к сужению полосы улиц и, как следствие, к так называемым «пробкам». Я уже не говорю об уничтожении зелени города, об экологии и так далее.

«Регион.kg»: Какова роль Госстроя в архитектурном процессе? Вы были руководителем этого ведомства дважды, что успели и что не успели сделать?

– Госстрой – это специфичный, многоотраслевой государственный орган, формирующий архитектуру страны. Формирование среды обитаний людей – это коллективный, многоотраслевой, научный, архитектурно-градостроительный труд десятков, сотен людей. А если принять во внимание еще вопросы регулирования деятельности многотысячной армии строительного комплекса, в том числе энергетической, дорожной, коммунальной и так далее, то роль Госстроя в архитектурном процессе трудно переоценить. Госстрой – это своего рода штаб огромной армии, формирующей жизненное обитание страны. Следовательно, кадровый состав должен состоять из профессионалов, владеющих обширными знаниями в области архитектуры, градостроительства, строительства, инженерных коммуникаций и так далее.

Мое первое назначение Председателем Госстроя совпало с развалом СССР. Развал СССР был не просто политическим размежеванием союзных республик, но уничтожением всех нитей связи народного хозяйства страны со всеми вытекающими из этого последствиями. Архитектурно-градостроительная, строительная отрасли основывались на нормативных правовых актах, созданных десятками научно-исследовательских, проектных институтов всей советский страны, которых мы лишились в одночасье. Все надо было начинать с нуля. В первую очередь, с адаптации нормативных правовых актов к нашим условиям и с разработки своих законодательных актов. Благо, тогда кадровый состав аппарата Госстроя состоял из профессионалов высочайшего уровня (советская власть умела подбирать и расставлять кадры), и мы смогли оперативно решать возникающие проблемы. Все два года моего пребывания в качестве руководителя Госстроя были посвящены созданию правовой базы отрасли, что позволило, как я надеюсь, в конечном счете сохранить архитектурно-строительную службу в стране.

Во второй раз меня назначили руководителем Госстроя, когда балом в архитектурно-строительном процессе уже правил строительный бизнес, которым занимались и занимаются люди обеспеченные и влиятельные. Многие из них не желали подчиняться надзору со стороны государства в вопросах соблюдения нормативов, безопасности и удобств населения. Все меры, принимаемые в защиту градостроительства, строительные компании воспринимали как покушение на их бизнес. Они не прощали тех, кто мог им перечить. От неугодных избавлялись, большинство профессионалов были заменены на «своих». Территориальные органы архитектуры превратили в отделы местных органов власти, выполняющие текущие поручения. Система Госстроя была развалена. Я знал, что любая моя попытка восстановить законность в отрасли, восстановить Госстрой, может иметь неблагоприятные для меня последствия. Я только не знал, сколько времени мне дадут работать. Дали неполных два года. Успел ли я что-либо сделать, рассудят коллеги. Их мнения для меня более важны, чем мнения политиков и их троллей.

На фоне происходящего «белую зависть» вызывало отношение властей Казахстана к вопросам архитектуры и градостроительства в г. Астане, в чем есть неоспоримая личная заслуга экс-президента страны Н. Назарбаева. Пройдут года, века, будут еще много президентов, но народ никогда не забудет того, что он был инициатором и стоял во главе рукотворного творения нынешней столицы казахского народа. По его инициативе был организован международный конкурс на разработку концепции Генерального плана развития нового центра Астаны, отвечающего последним достижениям современной градостроительной мысли. В конкурсе участвовали зодчие из Европы, Азии, Америки и Австралии, а также творческие коллективы из стран СНГ и Казахстана. Из полусотни предложенных, лучшей была признана концепция японца Кисе Курокава – одного из известнейших архитекторов мира. В своем эскиз-идее мастер выдвинул новую философию градостроительства, которую он назвал «симбиотической архитектурой», в котором он рассматривал урбанизированную городскую структуру, как живой организм в гармонии с природной системой, что как нельзя лучше соответствует веяниям XXI века.

Через определенное время, несмотря на всю креативность и новаторский подход великого мастера, жизнь показала, что даже он не смог учесть стремительное развитие Астаны. Поэтому было принято решение создать специализированный научно- исследовательский институт генплана г. Астаны, который бы на основе передового зарубежного опыта разрабатывал документы, регулирующие застройку столицы, а также готовил нормативную базу проектирования, отвечающую стандартам новой эпохи.

Неузнаваемое изменение архитектурно-градостроительного облика г. Алма-Аты, вызывающее только восхищение, является также плодом отношения власти к сфере архитектуры и градостроительства.

«Регион.kg»: Действительно, есть чему завидовать…

– В истории человечества архитектурно-градостроительные шедевры создавались только в случаях, когда они были под защитой и покровительством правителей государства. Так уж сложилось, что эту отрасль может защитить только первое лицо государства. К примеру, разве могли быть созданы великие творения архитектуры и градостроительства в Санкт-Петербурге без Петра Первого, Екатерины Великой, в Самарканде – без воли и желания Тамерлана и его потомков? И. В. Сталин лично рассматривал генеральный план г. Москвы и оставил на нем автограф «Утверждаю». Так же поступил Президент Белоруссии А. Лукашенко. При таких обстоятельствах, кто может рискнуть нарушить градостроительный документ без согласия утвердившего его человека? Кто может посягать на главного архитектора города, реализующего волю первого лица? Соответственно, главы областей, районов этих стран будут вынуждены взять под свою опеку города, населенные пункты вверенных им регионов.

Творения архитектуры «живут» столетия. Наверное, поэтому, первые лица стран трепетно относились к этому прикладному искусству и желали оставить след, которым гордились бы потомки. Это не просто честолюбие, это желание оставить память о периоде правления, возвысить народ, показать величие мастеров своей страны, уровень культуры нации.

«Регион.kg»: Поэтому, наверное, очень важно, кто возглавляет Госстрой. Ведь от его профессионализма зависит, какую жилую среду получат наши потомки.

– Архитектура – это очень сложная многообразная отрасль, состоящая из градостроительных, инженерно-коммуникационных вопросов, ландшафтной, объемной, промышленной архитектуры

Люди искусства считают архитектуру миром пространства, миром цветов, миром застывшей в камне музыки. Поэтому лица, руководящие Госстроем, должны обладать не только обширными знаниями в указанных областях, но и художественным вкусом.

Но, по тому, как складывается ситуация сегодня, наверное, это нереальная мечта. Назначение непрофессионалов на руководящие должности Госстроя началось не сегодня. Наверное, государству не до архитектуры и градостроительства. Наверное, нужда в удобных кадрах в Госстрое стала более востребованной.

«Регион.kg»: Недавно глава Госстроя заявил, что Госстрой работает по старым строительным нормам и правилам (СНиП). Это начало обновлении СНиП?

– Директор Госстроя прав. Только вот обновить СНиП непросто. СНиП – это гигантский труд научно-исследовательских институтов многих отраслей, которых у нас нет. Например, разработкой СНиП в России занимается Российская академия архитектуры и строительных наук, в составе которой находятся 7 региональных отделений, 5 научно-исследовательских институтов и 15 научно-творческих центров с соответствующими научными кадрами. Мы же, наоборот, умудрились преобразовать единственный научно-проектный институт градостроительства (КыргызНИП градостроительства), созданный ЦНИПИ градостроительства СССР в обычный проектный институт.

Рано или поздно нам придётся начать совершенствовать СНиП. Но без создания соответствующего научного потенциала, – это невозможно.

Приобрести СНиП у кого-либо нереально. Интеллектуальная собственность стоит очень дорого. В свое время я пытался приобрести у россиян единичную расценку стоимости выполняемых строительно-монтажных работ. Они предъявили счет на сумму, превышающей млн. долларов США.

«Регион.kg»: Какова роль мэрии в решении градостроительных вопросов города Бишкек?

– Почти никакой. Все службы, регулирующие и решающие архитектурно-градостроительную деятельность в городе, подведомственны Госстрою.

«Регион.kg»: Разве, согласно Закону «О статусе столицы», мэрия не ответственна за решение градостроительных вопросов, а также вопросов архитектуры, строительства?

– Как я уже отмечал, законы у нас не всегда работают. Кабинет министров, не считаясь с требованием закона, данную функцию делегировал Госстрою, а мэрия даже не может запустить созданный им же институт.

«Регион.kg»: Госстрой не может справиться с возложенными на него обязанностями, власть города оказалась «бесхребетной». Неужели градостроительство столицы и дальше обречено на строительный хаос?

– Пока да. Рассмотрим, что мы имеем в данный момент. Профессионала- градостроителя в мэрии вообще нет. Соответственно, градостроительная политика никем не ведется. Градостроителей нет и в самом Госстрое, тем более в его структурных подразделениях в городах, районах, в том числе ГлавАПУ города Бишкек. Мне могут возразить: «А архитекторы?». Наши архитекторы знакомы с наукой градостроительства (в лучшем случае, если преподавали профессионалы) на уровне обучения в вузе в течение двух семестров.

Конечно, быть компетентным во всех вопросах невозможно. Поэтому, как правило, формируют команду из профессионалов, что иногда требует от первых лиц проявления политической воли.

В советское время по просьбе Киргизской ССР к нам были направлены архитекторы, градостроители из городов Москва, Ленинград, Харьков, Новосибирск, Львов. Они и создавали архитектурно-градостроительную среду нашей страны, в которой мы живем и которой мы гордились. По разным причинам их сегодня нет. Своих градостроителей наши вузы не готовят. Что касается архитекторов, которые познали и познают градостроительную науку в процессе самообучения, то их очень мало. На вопрос: «что делать?» – ответ один. Надо сперва осознать созидательную роль архитектуры и градостроительства для страны. Надо начать готовить градостроителей или, не стесняясь, приглашать их со стороны. Надо создать при мэрии не проектный, а научно-исследовательский проектный институт градостроительства, как это имеет место в Казахстане. Например, в г. Алматы градостроительную политику формирует научно-исследовательский институт «Алматагенплан», а в г. Астана, как было сказано выше, – научно-исследовательский проектный институт «Астанагенплан». Между прочим, в советское время при горисполкоме города Фрунзе был проектный институт «Фрунзегорпроект», где трудились сотни высококлассных проектировщиков.

Возможно, заниматься текучкой мэрии привычно, не хлопотно. Но депутатам города пора вспомнить свои обещания избирателям, пора осознать свое предназначение и заняться будущим города. Ведь речь идет о столице суверенной страны, о культурном облике нации. В 2017 году законодатели, то ли интуитивно, то ли осознанно включили в закон КР «О статусе столицы» норму, обязывающей решение вопросов архитектуры, градостроительства и строительства города Бишкек местному сообществу. Следовательно, руководствуясь п. 2 ч. 1 статьи 8 закона КР «О статуе столицы», мэрия была обязана инициировать, а горкенеш принять нормативный правовой акт, наделяющий мэрию соответствующими правовыми полномочиями, которые позволили бы мэрии самостоятельно решать вопросы в сфере архитектурно-градостроительной, строительной деятельности в городе Бишкек.

Безусловно, Жогорку Кенеш должен внести соответствующие поправки, изменения в нормы Закона «О статусе столицы», где есть нестыковки, противоречия, и чтобы градостроительство в г. Бишкек не зависело от каких-либо субъективных факторов, а строго велось в соответствии с законом.

Источник: region.kg

ПОДЕЛИТЬСЯ

Share on facebook
Share on whatsapp
Share on telegram
Share on vk
Share on twitter
Share on odnoklassniki