Последние месяцы уходящего года запомнились активизацией лидеров стран постсоветского пространства в развитии межгосударственных отношений в двух и многосторонних форматах. Основной акцент был сделан на совместном поиске решений по преодолению сложившихся на сегодня сложных геополитических вызовов.
Определенные особенности в достижении этой цели представляет опыт Астаны по выстраиванию своей внешней политики. Показательным для этого можно назвать осенний политический сезон, связанный в т.ч. с состоявшимися президентскими выборами и укреплением взаимодействия с внешними партнерами. Сначала в страну прилетал президент Европейского совета Шарль Мишель, немногим позже в Астану прибыл верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности – вице-президент Европейской комиссии Жозеп Боррель. Еще ряд европейцев высокого ранга за это время провели удаленные переговоры разного формата с руководством Казахстана. С чем связан такой небывалый интерес европейцев к центральноазиатской стране и что это значит для мировой политики?
Приняв почти весь политический истеблишмент Евросоюза в Казахстане, очными визитами на высоком уровне или удаленными встречами посредством видеосвязи, президент Казахстана сам решил лететь во Францию. Закрепить явно обозначившийся прогресс сотрудничества со Старым Светом.
Визит Токаева в Париж состоялся на фоне сложной геополитической обстановки. Астана официально заняла «нейтральную» позицию. На деле же эта «нейтральность» имеет другую сторону: с начала года Казахстан увеличил дипломатическое сотрудничество со многими странами.
Президент Токаев на саммите Организации тюркских государств в Самарканде проинформировал о позиции Казахстана по международной повестке. «…Казахстан решительно поддерживает территориальную целостность всех государств, а также считает необходимым неуклонное соблюдение Устава ООН. Это необходимый принцип, который полностью соответствует базовым интересам нашей страны. Поэтому мы будем уделять приоритетное внимание этому принципу», – заявил казахский лидер.
Астана довольно успешно выстраивает новую систему взаимоотношений с миром, свою новую «многовекторность». Это подтверждается активным наращиванием внешнеполитических связей со всеми основными партнерами. Первый после инаугурации Токаева визит состоялся в Москву, затем глава республики направился в Париж, уже после этого побывал с официальным визитом в Ташкенте.
И если с постсоветскими странами все более менее понятно – страны традиционно нацелены на стратегическое партнерство и союзничество, что подтвердилось результатами встреч с В.Путиным и Ш.Мирзиеевым, то визит во Францию был призван открыть новые грани сотрудничества.
Политический аспект состоявшейся встречи с Э.Макроном подтвердил взаимную двустороннюю заинтересованность. С начала своего президентства Токаев взял курс на реальную демократизацию страны: уменьшение политического влияния института президентства и увеличение роли парламента в жизни страны. Это в полной мере вписывается в парадигму европейских политических ценностей, где занимает традиционно сильные позиции.
Совпадение в политических ценностях только способствует укреплению экономического сотрудничества. ЕС является крупнейшим инвестором в экономику Казахстана с общим объемом инвестиций 160 миллиардов долларов. В свою очередь, Казахстан является ведущим торговым партнером ЕС в регионе с двусторонним товарооборотом на сумму 24 млрд долларов. Сегодня в Казахстане представлены более 170 французских компаний, самые известные из которых: Total, Danon, Alstom, Orano. А в мае 2021 года была подписана дорожная карта казахстанско-французского экономического сотрудничества до 2030 года.
Масштабы гуманитарного сотрудничества также обширны. В этой сфере Казахстан сотрудничает как с ЕС в целом, так и с Францией в частности, давно и очень плотно.
В общем, визит Токаева во Францию позволил странам выйти на новые договоренности по целому ряду направлений, затрагивающих политическое, экономическое и гуманитарное направления. Европейские политики известные своим прагматизмом, прекрасно отдают себе отчёт, что стабильный и сильный Казахстан, находящийся в самом центре Евразии, является для них ключевым партнером в этом регионе. А выгодное географическое положение дает им возможность доступа на крупные рынки соседних государств, затрагивающие все сферы жизнедеятельности.
Происходящие в настоящее время геополитические процессы сближают Евросоюз и Центральную Азию. Мы сейчас наблюдаем не только перекраивание мирового энергетического рынка, но и пересмотр старых политических связей, выстраивание новых экономических моделей. И судя по контексту происходящего между ЕС и Центральной Азией, в частности Казахстаном, именно эти отношения обретают новое измерение, масштаб которого еще предстоит оценить.
В любом случае понятно, что в сложившихся условиях Казахстан и другие страны Центральной Азии не пренебрегут возможностью закрепить новый тренд в отношениях с европейскими партнерами. Этот тренд обещает принести выгоду обеим сторонам.
При этом ожидать, что Казахстан и остальную центральноазиатскую компанию кардинально развернет на Запад не стоит. Страны восточного менталитета умеют балансировать даже в таких сложных геополитических условиях. Это умение прекрасно демонстрирует Казахстан. Отстаивая свою независимость, укрепляясь в рукопожатиях с Западом, Астана при этом умудряется сохранять конструктивные отношения со своими соседями.
Та самая многовекторность, которая еще недавно вызывала скепсис у опытных мировых политиков и усмешки с обвинениями в наивности, оказалось, действительно существует. И может быть именно она станет основой нового мирового порядка, где комфортно существовать смогут только те, кто не живет по принципу «все против всех».
Сауле Темирханова, г. Астана