Как отметил замминистра внутренних дел Октябрь Урмамбетов, законопроект разработан во исполнение указа президента «О неотложных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения в Кыргызской Республике» от 7 декабря 2021 года №548.
Предлагается в целях предотвращения ДТП и укрепление водительской дисциплины усилить ответственность водителей за грубые нарушения, также предлагается внесение изменений в некоторые законодательные акты, в связи с передачей некоторых функций Министерства транспорта и коммуникаций, Министерства цифрового развития и Министерства образования и науки в ведение Министерства внутренних дел.
Данным законопроектом предлагается внести изменения в Кодекс о правонарушениях и законы: 1) «О дорожном движении в Кыргызской Республики»; 2) «Об автомобильном транспорте»; 3) «Об образовании»; 4) «Об органах внутренних дел Кыргызской Республики».
Ключевыми причинами ДТП при существующей практике идентификации ДТП являются:
– превышение скоростного режима;
– нарушение правил обгона и маневрирования с выездом на полосу встречного движения;
– управление АТС в нетрезвом состоянии.
В этой связи, данным законопроектом предлагается внесение изменения в части усиления ответственности водителей за превышение скоростного режима, за нарушение правил обгона или маневрирования с выездом на полосу встречного движения, а также дифференцирования ответственности за некоторые виды нарушений ПДД, провоцирующих ДТП.
«На сегодняшний день в соответствии с частью 2 статьи 31 Кодекса размер штрафа определяется исходя из расчетного показателя, установленного на момент совершения правонарушения.
В ходе разработки данного проекта закона при определении размера штрафов были учтены степень общественной опасности и характер данных правонарушений. При этом, предлагаемые размеры штрафов не превышают 200 расчетных показателей, установленные Кодексом для физических лиц. Таким образом, увеличение штрафных санкций будет носить предупредительно-воспитательный характер», – говорится в справке-обосновании к законопроекту.
Как показывает анализ, количество лиц, управляющих транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения и совершивших в таком состоянии ДТП увеличивается, в том числе повторно управляющих транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения, отмечают в МВД.
Вместе с тем, статья 39 Кодекса рассматривает, что в случае совершения лицом правонарушения, предусмотренным статьей 193 два и более раза в течение года, уполномоченный орган обязан направить материалы в соответствующий государственный орган для решения вопроса о лишении лица специального права. Здесь же следует отметить, что лишение специального права относятся к дополнительным правовым последствиям правонарушения, которое направлено на предотвращение совершения новых правонарушений или на обеспечение исполнения взысканий и самостоятельно без взыскания не могут применятся.
Вместе с тем, вождение транспортного средства в нетрезвом виде, оставление водителем места дорожно-транспортного происшествия являются грубейшими нарушениями правил дорожного движения, которое подвергает угрозе всех участников дорожного движения.
Кроме того, нарушения против порядка управления в сфере обеспечения безопасности движения и эксплуатации автомототранспорта и электротранспорта, предусмотренные главой 21 Кодекса, относятся к нарушениям по неосторожности. Однако, на основе анализа всех признаков, приведенных в статье 189 и 449 Кодекса, можно констатировать, что прямой умысел является их неотъемлемой частью состава правонарушения.
В связи с чем, в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан и предотвращения ДТП, а также укрепление водительской дисциплины, настоящим законопроектом статья 28 Кодекса дополняется новым видом взыскания в виде лишение права управления транспортными средствами. Данный вид взыскания применяется за грубое или повторное нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса (часть 2 статьи 189, часть 4 статьи 192, части 1, 3, 6 и 8 статьи 193, часть 2 статьи 449 настоящего Кодекса).
Также данным законопроектом предлагается статью 34 Кодекса дополнить новым дополнительным правовым последствием правонарушения в виде направление на пересдачу квалификационных экзаменов на знание правил дорожного движения.
Законопроектом предлагается внесение изменений в закон «О дорожном движении в Кыргызской Республике» в части исключения функции уполномоченного государственного органа в сфере образования по выдаче лицензий организациям (автошколам), обучающим навыкам вождения с включением данных функции Министерству внутренних дел .
Законопроектом предлагается внесение изменений в закон «Об автомобильном транспорте» в части исключения функций уполномоченного государственного органа в области транспорта в сфере государственного контроля и лицензирования деятельности в области перевозок пассажиров автомобильным транспортом и включения их в Министерство внутренних дел .
предусматривается внесение изменений в закон «Об образовании» в части исключения функции уполномоченного государственного органа в сфере образования по выдаче лицензий организациям (автошколам), обучающим навыкам вождения.
При этом, в целях исключения возникновения правового вакуума, вышеуказанные нормы вносятся в закон «Об органах внутренних дел Кыргызской Республики».
В случае принятия данного законопроекта необходимо будет привести в соответствие ряд подзаконных актов.
Подробнее: kg.akipress.org/news:1803991?f=cp