МВД реорганизует процесс оформления трудовых мигрантов

МВД реорганизует процесс оформления трудовых мигрантов

МВД реорганизует процесс оформления трудовых мигрантов

Правительство внесло в Госдуму законопроект о реорганизации миграционного учета. Он расширяет использование МВД услуг ведомственного ФГУП «Паспортно-визовый сервис» и профильного московского «миграционного» МФЦ для оформления документов трудовых мигрантов и регистрации граждан по месту жительства.

Поправки к законодательству должны позволить передачу ПВС и региональным организациям широкого спектра функций миграционного управления МВД — от приема заявлений на выдачу виз, приглашений, разрешений на временное проживание, выдачу или замену видов на жительство, разрешений на работу, переоформление патентов для иностранцев, загранпаспортов граждан РФ, включая фотографирование и проведение обязательной государственной дактилоскопической регистрации, до «оказания содействия» в оформлении и выдаче патентов (сервис «Оплата патента на работу для иностранцев» недавно реализован Минцифры на портале госуслуг), в приеме заявлений о регистрации иностранного гражданина по месту жительства и выдаче уведомлений о прибытии.

Не обошел стороной эти перемены и тренд на всеобщую цифровизацию госуслуг. Еще одним «удобством для мигрантов», проектируемым МВД, Минцифры и Минтрудом, должно стать мобильное приложение для въезжающих в Россию граждан ЕАЭС, с помощью которого можно будет найти работу и узнать, открыт ли въезд, сообщила 24 ноября глава главного управления по вопросам миграции МВД Валентина Казакова. Напомним, ЕАЭС официально единый рынок труда, и постковидный период неслучайно выбран для внедрения цифровых сервисов для мигрантов: хотя РФ (и тем более ЕАЭС в целом) как импортер труда относительно мало конкурирует с другими странами за приток рабочей силы, внедрение цифровых сервисов для временных рабочих и мигрантов в странах-импортерах сейчас переживает настоящий бум, и во многом инициативы РФ выглядят как способ «не отставать», например, от стран Персидского залива. В целом же опережение Россией цифровым сервисом в госуслугах других юрисдикций, отмечавшееся несколько лет назад, постепенно исчезает, а рынок труда для мигрантов — одно из чувствительных к цифровому прогрессу направлений: для многих мигрантов понятные и открытые, в идеале максимально дистанционные и помогающие преодолевать языковые барьеры услуги принимающего государства критичны и могут влиять на объемы миграционных потоков.

Для РФ как импортирующей труд юрисдикции именно сейчас улучшения сервисов для мигрантов очень актуальны. Из-за дефицита кадров на рынке труда, возникшего из-за частичной мобилизации граждан РФ для участия в военной операции на Украине, Белый дом вынужден снимать ограничения на наем иностранных работников. В основном это касается трудовых мигрантов из «безвизовых» стран: в частности, правительство недавно отказалось от количественных и отраслевых ограничений при найме граждан Узбекистана (см. “Ъ” от 14 ноября). При этом въезд работников из «визовых» государств падает — так, к концу 2022 года Минтруд, регулирующий квоты на выдачу «рабочих» виз, по результатам анализа региональных заявок предложил сократить их число с изначально заявленных 100 тыс. до 78 тыс. Сейчас сложно сказать, в какой мере на динамику миграции повлияла сама военная операция: напомним, миграционные потоки между РФ и Украиной традиционно были очень велики, но неизвестно, в какой степени отсутствующая сейчас (по крайней мере, в прямом маршруте при закрытых границах) трудовая миграция с Украины в РФ, очень влиятельная в 2010-х, перекрывается потоком беженцев с Украины на российскую сторону, поскольку какая-то часть их получает гражданство РФ; в целом этот аспект миграции остается в статистике загадкой.

ПОДЕЛИТЬСЯ

Share on facebook
Share on whatsapp
Share on telegram
Share on vk
Share on twitter
Share on odnoklassniki