Мягкая сила: привлекает или манипулирует?

Мягкая сила: привлекает или манипулирует?

Мягкая сила: привлекает или манипулирует?

Центральная Азия в последние 30 лет стала экспериментальной площадкой по продвижению мягкой силы не только со стороны геополитических гигантов. Реализовать свои политические и экономические амбиции в ЦА стремятся и отдельные региональные игроки.

Лидером в продвижении своей мягкой силы на данном этапе является коллективный Запад, и прежде всего, Соединенные Штаты Америки, к такому выводу пришли участники международной конференции: «Новые векторы в геополитике ЦА: чья «мягкая сила» эффективней». Дискуссия была организована Центром экспертных инициатив «Ой Ордо».

Говоря о влиянии иностранных государств, использующих мягкую силу в отношении Кыргызстана, директор Центра – политолог Игорь Шестаков отметил, что одни страны реально помогают республики, другие ставят здесь эксперименты, третьи демонстрируют свои менторские наклонности и отрабатывают геополитические амбиции.

– Кыргызстан после распада СССР стал «островком демократии», или, как его еще называли, страной НПО, что также стало фактором продвижения зарубежной идеологии, на что отдельные грантодатели тратят огромные финансовые ресурсы, – пояснил эксперт.

По его словам, прошлый год можно назвать новым этапом, который сформировал тренды мягкой силы в Центральной Азии, ставшие продолжением произошедших в мире геополитических и экономических событий, связанных с украинским фактором.

– Учитывая, что на протяжении всех лет своей независимости государства нашего региона являются стратегическими партнерами России, коллективный Запад направил все свои усилия, чтобы максимально снизить российское влияние в ЦА. Антироссийские санкции имеют беспрецедентный характер, их число уже давно превысило 10 тысяч, но их цель заключается не только в том, чтобы максимально ослабить российскую экономику, но и в том, чтобы сформировать из России образ международного изгоя, с которым крайне токсично взаимодействовать, – отметил спикер.

Вместе с тем он обратил внимание, что если такая риторика Запада, принесла свои плоды в Европе, то в Центральной Азии она не дала ожидаемого результата.

– Развернувшаяся в марте 2022 года массированная информационная кампания с привлечением максимального числа НПО, блогеров и гражданских активистов в ЦА, которые подвергали резкой критике не только СВО, но действия Москвы в целом, никаких серьезных дивидендов западным оппонентам не принесла. В Бишкеке, например, были достаточно оперативно организованы акции протестов с требованием вывести российские войска из Донбасса. Однако также оперативно отреагировал на ситуацию и президент Садыр Жапаров – он наложил мораторий на проведение подобных акций в столице республики, поскольку власти КР заявили о нейтральной позиции Кыргызстана. Активность прозападных структур, конечно, не уменьшилась, но сместилась в социальные сети, где и ведутся информационные войны, являющиеся главным оружием мягкой силы, – обрисовал ситуацию И. Шестаков, предположив, что в 2023 году наиболее жесткие баталии по резонансным мировым темам будут происходить именно в данном медийном сегменте.

Однако имидж и восприятие России в Кыргызстане, по словам эксперта, во многом формируют процессы трудовой миграции и денежные переводы кыргызстанцев на родину, которые по-прежнему являются «подушкой безопасности» социально-экономической ситуации в стране.

Классическим показателем присутствия в стране российской мягкой силы, отметил И. Шестаков, была трансляция в КР главных российских телеканалов ОРТ и РТР, однако с учетом того, что все большую популярность набирает You Tube, где российские каналы заблокированы, данный сегмент будет терять свою актуальность.

– На восприятие российских телеканалов влияет и продолжающееся снижение уровня владения русским языком. Его изучение уже давно является серьезной проблемой для Кыргызстана, особенно в регионах, где не хватает школ, учителей, учебной литературы и т.д. При этом не выдерживает конкуренции и КРСУ, некогда являвшийся флагманом российского образования в республике. Сегодня университет проигрывает турецким вузам. Поскольку Турция, которая в отличие от других стран применяла системный подход в продвижении своих образовательных технологий, давно стала их лидером в КР. На мой взгляд, именно образование было и остается основным элементом мягкой силы в КР, – добавил директор ЦЭИ «Ой Ордо».

В свою очередь экс-депутат ЖК КР, общественный деятель Ыргал Кадыралиева также отметила, что Кыргызстан сегодня является страной, где реализуются интересы разных стран, которые используя инструменты мягкой и умной сил, пытаются увеличить свое влияние в странах ЦА.

– Например, Китай открыл несколько институтов Конфуция и обучает китайскому языку, культуре и философии конфуцианства. Германия финансирует академию при президенте КР, где обучаются наши госслужащие на стипендиальной основе. А также на территории республики функционирует сеть турецких учебных заведений, которые популяризируют обычаи и культуру Турции. Таких примеров много, однако, некоторые страны не ограничиваются открытием образовательных учреждений, создавая сети финансируемых ими же неправительственных и некоммерческих организаций, которые, применяя окно Овертона, пагубно влияют на население, уничтожая обычаи, традиции и моральные ценности народа. Кроме этого применяются реальные шаги, направленные на то, чтобы переписать общую историю Кыргызстана, Центральной Азии и стран бывшего СССР, – констатировала спикер.

Она выразила уверенность, что площадка ЦЭИ «Ой Ордо» может стать одним из реальных инструментом нейтрализации негативного вектора мягкой силы иностранных государств, влияющих на Кыргызстан.

Аналогичное мнение высказал президент международной ассоциации ветеранов спецподразделения «Альфа» КР Юрий Погиба, подчеркнув, что Кыргызстан хоть и маленькое государство, но он может сохранить свою самобытность путем противодействия деструктивной мягкой силе иностранных государств по тем пунктам, по которым оказывается внешнее давление.

По его словам, чтобы бороться с негативным влиянием мягкой силы, нам нужно, во-первых, вести учет образования, нужен контроль и анализ информации, а также защита от негативной информации, нужно вести работу с молодежью. Во-вторых, нужна идеология, социокультурная и религиозная идентичность.

– Кыргызстан – независимое суверенное демократическое унитарное социалистическое государство, которое имеет свои национальные интересы, среди которых приоритетными являются вопросы обеспечения безопасности и стабильности в стране, – поддержал мысль эксперт по вопросам безопасности Динмухамед Алмамбетов.

Однако, в последнее время, по словам ветерана спецслужб, наблюдаются негативные проявления в отношение нашей республики со стороны некоторых государств, что отрицательно влияет на наши национальные интересы, духовно-культурные ценности, а также на добрососедские отношения с союзническими государствами.

– Чтобы определить степень негативного воздействия мягкой силы отдельных государств на нашу страну, достаточно сравнить ее положение при Советском Союзе и нынешнюю ситуацию, в которой мы находимся уже 32 года. В период СССР Кыргызстан был индустриальной республикой с огромным энергетическим потенциалом, водными ресурсами и идеальной экосистемой. Была стабильная экономика, идеальная система обороны и полная военная безопасность. Каждый гражданин был уверен в своей социальной достаточности и собственной безопасности, – обратился к истории спикер.

Проблемы начались в 1991 году, когда произошел развал СССР, а в 1992 году Кыргызстан вступил в ООН.

– С ее приходом в нашу страну пришли и такие структуры, как ЮНИСЕФ, ВОЗ, МВФ, ФАО и т.д. Целями сотрудничества с ними были, во-первых, ликвидация нищеты – вряд ли нынешнюю социальную ситуацию в стране можно назвать благополучной, во-вторых, ликвидация голода – сейчас мы находимся на грани кризиса продовольственной безопасности, в-третьих, охрана здоровья – дееспособная система здравоохранения, при которой каждый гражданин имел доступ к качественной медицине, была разрушена. Мы проиграли и будущее своих детей, потому что по «рекомендации» западных доноров разрушили свою систему образования – кыргызские школы стали второсортными учреждениями, тогда как престижными стали зарубежные школы – американские, турецкие и т.д. В них учатся дети состоятельных людей, при этом их воспитывают в традициях тех стран, которые эти школы и открыли, – отметил Д. Алмамбетов.

Он добавил, что деятельность этих организаций – это и есть мягкая сила, которая применялась к нашей стране на протяжении 30-ти с лишним лет и дала преимущественно негативные результаты.

Как отметил председатель фонда «Институт мира и развития Центральной Азии», политолог Бакытбек Жумагулов, чтобы оценить степень угроз, которые ставит перед Кыргызстаном зарубежная мягкая сила, нужно вспомнить смысл древнегреческого выражения – бойтесь данайцев дары приносящих.

– Ключевым игроком в центральноазиатском регионе является коллективный Запад – США и Евросоюз – который имеет системный и институциональный подход к применению мягкой силы. Концепция ЕС и США в отношение ЦА показывает, что западные страны, нацеленные на сдерживание таких игроков как Россия и Китай, имеют серьезные намерения и комплексный подход к региону, что отражено в их документах, где акцент делается на ценностях демократии и защите прав человека. Помимо прочего в последний стратегический документ включен пункт «об оказании содействия в обеспечении независимости стран ЦА разными путями», – отметил спикер.

Мягкая сила Китая в отношение ЦА, по его словам, использует глобальный проект «Один пояс – один путь», где центральноазиатский регион является одним из элементов использования мягкой силы, а чтобы обозначить серьезность намерений КНР достаточно сказать о тех банках, которые были созданы для финансирования реализации инициативы.

Турция в регионе также показала эффективный подход в использовании мягкой силы, трансформировав аморфный Совет тюркских государств в Организацию тюркских государств и предложив им проект «Туран».

– Россия предпринимает попытки использования мягкой силы в ЦА через Россотрудничество. Эффективность этой деятельности спорна, поскольку российский формат пока менее системный и институциональный. Как правило, Россия выстраивает сотрудничество со странами ЦА на двустороннем уровне. ЕАЭС – это своего рода попытка комплексного подхода, но пока в союз входят только две из пяти стран ЦА, – отметил Б. Жумагулов.

Используют мягкую силу в центральной Азии через религиозную исламскую идентификацию и страны арабского мира – Саудовская Аравия и Пакистан.

– Строятся и активно финансируются медресе и мечети, благодаря чему эти страны приобретают в ЦА серьезную армию своих апологетов, – добавил эксперт.

Мысль о том, что на сегодня наиболее эффективной является западная мягкая сила, поддержала экс-депутат ЖК КР, учредитель ОФ «Евразийское поколение» Евгения Строкова.

– При распаде СССР каждое из новообразованных государств оказалось в растерянности. На этой волне и пришли наши, так называемые, западные партнеры со своей демократией, со своими правами человека и т.д. Тем более, что мягкая сила США начала проникать в наше общество еще с советских времен, когда Фонд Сороса пришел в СССР, правда, потом его выдворили, но его щупальца там остались, – поделилась мнением спикер.

Говоря о российской мягкой силе, она отметила, что этот инструмент, чтобы не потерять своих союзников – братские народы Центральной Азии, Кавказа и т.д., Россия стала постепенно использовать лишь после того, как смогла встать на ноги и начала набирать геополитическое влияние.

– Понятно, что на тот момент Россия встретила серьезное противодействие со стороны других геополитических игроков, которые уже давно действовали в регионе. При этом, к сожалению, мягкая сила России оказалась слишком мягкой. Я всегда говорю, что в этом плане россиянам есть много, чему поучиться у Запада, – отметила эксперт.

Говоря о средствах массовой информации, она напомнила, что помимо Азаттыка, Би-Би-Си и других филиалов западных СМИ, американцы финансируют и местные масс-медиа, которые за это транслируют западную информационную повестку – это и «Кактус», и «Наше время», и многие другие.

– У России тоже есть здесь представительства того же «Спутника», например. Но, его деятельность вряд ли сильно влияет на расклад сил. Я не буду говорить о том, как данное масс-медиа работает в других странах, но в Кыргызстане эта структура пресная и не пользуется популярностью, поэтому она и не смогла стать альтернативой тому же Азаттыку. Более того, их информационная политика иногда вообще вызывает массу вопросов. Например, в «Спутнике» можно было прочесть комментарии руководителя одного Общественного Фонда, финансируемого западными донорами. Он был создан под вывеской помощи детям с онкологическими заболеваниями, но при этом почему-то отправляет из Кыргызстана гуманитарную помощь ВСУ. За что кстати глава ОФ получила личную благодарность от Министерства обороны Украины, после чего уехала жить в Канаду, – поделилась информацией Е. Строкова.

Резюмируя свое выступление, спикер с долей иронии отметила, что американцев надо поблагодарить ту демократию, которую они принесли в Кыргызстан, и предложила вернуть им ее обратно.

– Когда у нас в Кыргызстане разгромили Белый дом, американское посольство заявило, что это проявление демократии, когда же аналогичные события произошли в Вашингтоне – американские власти назвали это проявлением внутреннего терроризма. Они, видимо, забыли, что это и есть их демократия, так мы готовы им напомнить об этом, – добавила экс-депутат.

Мягкая сила и подходы к ней у России и Запада серьезно отличаются от друг от друга, на этот факт обратил внимание президент международной ассоциации ветеранов спецподразделения «Альфа» КР Юрий Погиба. Он напомнил, что процесс применения мягкой силы зародился со школы Флетчера ещё времена холодной войны, где структурировали идеологическую, информационную и др. деятельность, направленную против Советского союза. А в конце 80-х – начале 90-х годов профессор Джозеф Най стал автором термина мягкой силы, которое не только легло в концептуальную основу внешнеполитической деятельности США, но и используется до сих пор.

– Мягкая сила, в формулировке американцев, – это способность добиваться от других желаемого результата, не столько с помощью принуждения и оказания военно-экономического и политического давления, сколько силой убеждения и привлечения на свою сторону зарубежной аудитории. Ключевое слово здесь – привлечение. Т.е. мягкая сила – это концепция создания привлекательного образа политики США, а вот инструментом ее продвижения является публичная дипломатия. Это четкая структура коммуникаций, взаимодействия и диалога государства с зарубежным обществом в политических целях, – пояснил ветеран спецслужб.

Россия же, по его словам, обратила внимание на вопросы мягкой силы только в 2012 году в связи с грузино-российским конфликтом.

– После того, как Запад провел беспрецедентную идеологическую, психологическую, информационную атаки против интересов России, пришло понимание, что РФ не обладает инструментарием противодействия данному формату влияния. Тогда и началась активное формирование арсенала мягкой силы – началась организация таких каналов, как Russia Today, Спутник и прочих средств массовой информации, ориентированных на внешнюю аудиторию, которые поддерживают мягкую силу РФ, – напомнил эксперт.

При этом он обратил особое внимание, что формулировка мягкой силы в российском варианте звучит так – это комплекс методов и инструментов достижения внешнеполитических целей без применения оружия, а за счет информационного и других рычагов воздействия.

– Здесь и кроется ключевое отличие американской и российской мягкой силы – у США привлечение, у России – воздействие, механизмами которого являются продвижение русского языка, работа с гражданским обществом, использование информационных потоков. Т.е. мы видим разницу в самих подходах, я уже не говорю о различиях в деятельности фондов американской и российской сторон, которые работают в целях продвижения мягкой силы своих стран, – добавил Ю. Погиба.

В свою очередь политолог Табалды Акеров, говоря о влияния мягкой силы иностранных государств на Кыргызстан и роли медиа в этих процессах, подчеркнул, что популярность того же Азаттыка кроется не столько в том, что он финансируется Госдепом США. Его популярность обусловлена тем, что вещает он на понятном для сельских граждан языке.

– У нас много российских СМИ, но все они вещают на русском языке, и это не интересно нашим гражданам. А Америка берёт тем, что вещает на кыргызском языке. Поэтому мягкую силу нужно применять рационально и эффективно. Например, Россия тоже могла бы на понятном большинству населения Кыргызстана – на кыргызском языке – доносить свою позицию, – отметил спикер.

Также он коснулся перспектив применения мягкой силы Кыргызстаном. На вопрос, может ли небольшое государство в своей внешней политике использовать данный инструмент, он ответил положительно.

– Когда кыргызы имели государство на Енисее, оно было маленьким – меньше чем нынешний Кыргызстан, но потом это государство стало великим кыргызским каганатом и установило контроль над всей Центральной Азией, – обратился к историческим фактам эксперт.

Он напомнил, что во времена президентства Аскара Акаева была озвучена инициатива «Великий шёлковый путь», которая могла быть достаточно успешно реализована, если бы не произошла революция.

– Революции нам вообще мешают развиваться, потому что каждый новый президент не продолжает инициативы своего предшественника, поэтому у нас нет системности, – добавил Т. Акеров.

Факторы, при наличии которых страны Центральной Азии могут задумываться о применении мягкой силы в своей внешней политике, обозначил в своем выступлении экс-вице-премьер КР, общественный деятель Токон Мамытов.

– Прежде чем использовать мягкую, жёсткую или умную силу, если мы говорим о Центральной Азии, то мы должны помнить, во-первых, что страны Центральной Азии – Кыргызстана, Узбекистан, Казахстан и т.д. должны стать привлекательным брендом. Во-вторых, мягкая сила требует значительных ресурсов, как технических, так и финансовых. Третье – страна, которая хочет продвигать свою мягкую силу, должна иметь сильное гражданское общество. Четвертое – нужны специалисты, как в структурах госуправления, так в общественной среде, которые умеют управлять процессами. И пятое – нужно уметь использовать информационно-коммуникационные технологии, – подчеркнул спикер.

При этом он пояснил, что при формировании концепции мягкой силы нужно учитывать ряд важных факторов – геополитическую ситуацию, исторический и культурологический аспекты.

– Для использования мягкой силы стране нужно иметь развитую экономику, а также такую политическую модель, которая будет интересна другим. Культура, спорт, искусство тоже должны быть привлекательными. При этом нельзя забывать, что мягкая сила всегда используется в сочетании с жесткой силой, – добавил Т. Мамытов.

А вот экс-депутат ЖК КР, общественный деятель Жылдызкан Жолдошева уверена, что мягкая сила может применяться не только влиятельными странами. Она отметила, что кыргызский фильм «Курманжан-датка. Королева гор», который вызвал большой резонанс не только в Кыргызстане и Центральной Азии, но и во многих других странах мира, и является ее инструментом.

– Наш фильм объехал полмира. Его перевели на китайский, русский, турецкий и другие языки. Его показывали национальные телевизионные каналы. Несмотря на то, что наша республика маленькая, мы тоже можем реализовывать такие проекты. Мировое сообщество обратило внимание на нашу страну. Как оказалось, в некоторых странах нас путают с казахами. Но мы показали, что мы соседи и имеем братские отношения, но Кыргызстан – независимое государство. Мы хотели обратить внимание всего мира на то, что такая нация дожила до 21 века, и будет жить дальше. Мы показали через этот фильм наши обычаи и культуру. Мы одновременно показали нашу природу. Самое главное мы через фильм «Курманжан-датка. Королева гор» показали, что в Средней Азии люди всегда жили без границ, одновременно мы показали, что мы веками живём в мире и согласии с Россией. Когда мы в Москве показывали фильм, господин Власов – на тот момент посол РФ в КР, и российские ученые сказали, что мы показали не всю правду. Кого-то мы задели, но были разные и очень интересные мнения, – отметила Ж. Жолдошева.

Она сообщила, что сейчас Турция хочет снять 2-серийный фильм о Курманжан-датке, подчеркнув, что мягкая сила может работать не только в угоду отдельных влиятельных стран, но и на имидж небольших государств.

На возможности применения мягкой силы в решении глобальных экологических проблем обратила внимание глава ОФ «Green Energy» Анара Султангазиева.

– Начало 21 века может войти в скрижали человечества, как один из самых драматических периодов его развития. Это связано с тем, что наш мир оказался в зоне геополитической турбулентности, это войны цивилизаций в виде международного экстремизма и терроризма, угрозы и рецидивы холодной войны, угрозы техногенной и социогенной катастрофы, локальные и региональные конфликты, а также различные пандемии и т.д. Это краткий перечень наших проблем и трагедий, которые происходят в условиях глобального изменения климата. Я считаю, что мягкую и умную силу нужно применять для решения экологических вопросов, и Кыргызстан мог бы взять на себя миссию экспериментальной площадки в плане решения проблем связанных с экологией, поскольку они становятся сегодня все более и более актуальными, – подчеркнула эксперт.

Источник: www.region.kg

 

ПОДЕЛИТЬСЯ

Share on facebook
Share on whatsapp
Share on telegram
Share on vk
Share on twitter
Share on odnoklassniki