Танк Т-34 был настоящим кошмаром для врагов СССР

Танк Т-34 был настоящим кошмаром для врагов СССР

Танк Т-34 был настоящим кошмаром для врагов СССР

Т-34 — самый известный танк в российской и советской истории вне всяких сомнений. Рассказываем, как появился один из символов победы в ВОВ.

К моменту появления Т-34 в СССР создали уже не одну и не две модели танков. Но именно в такой машине очень сильно нуждалась советская армия, так как в ряду боевых машин была заметная брешь. С одной стороны — легкие танки, маневренные и скоростные, но с маломощным вооружением и тонкой броней, слишком уязвимые для вражеских орудий. С другой — тяжелые танки с несколькими башнями, грозные внешне, но неповоротливые и медленные, отличная мишень для
соответствующего оружия. Так что потребность в машине, подобной Т-34, просто напрашивалась.

До появления тридцатьчетверки основным средним танком советских войск был Т-28 — машина в целом неплохая, и во многом даже превосходившая немецкие аналоги. Но недостатки этой модели были слишком уж очевидными, а к 22 июня 1941 года и вовсе перекрывали все достоинства. Сложность конструкции и низкое качество сборки на заводах приводило к тому, что танки очень часто ломались, а трехбашенная компоновка ставила определенные ограничения на увеличение толщины брони. К началу войны танк уже явно устаревал, и модернизировать его было просто некуда.

Танк Т-28. Фото: Wikimedia / CC BY 2.5

Исправить недостатки машины советские танкостроители попытались в танке Т-29 с комбинированным колесно-гусеничным движителем. Экспериментальная модель показывала отличные скоростные характеристики, разгоняясь до 80 км/ч на колесах, и давала возможность совершать более длительные марши, чем «классические» гусеничные танки. Но и в Т-29 были все те же проблемы: сложность конструкции, трехбашенная компоновка, ограниченные возможности для броневого усиления…

Начало создания

Танковым войскам требовались новые машины, а танковой промышленности — новые лица. Одним из новых лиц стал Михаил Ильич Кошкин, который к 38 годам уже был заместителем начальника КБ Ленинградского завода им. С. М. Кирова. Именно Кошкин был одним из создателей танка Т-29. Местом разработки нового танка был выбран Харьков, куда конструктора направил лично нарком тяжелой промышленности СССР Серго Орджоникидзе.

В январе 1937 года Кошкин переезжает в «первую столицу Украины», а уже в октябре того же года Главное автобронетанковое управление (АБТУ) Минобороны выдало Харьковскому паровозостроительному заводу технические требования на создание нового среднего танка. Что интересно, именно на колесно-гусеничном ходу.

Изначально проектом будущего Т-34 занимались совсем другие люди, сам же Кошкин руководил доработкой легкого танка БТ-7. Но ситуация менялась очень быстро: недочеты и конфликты в работе ОКБ, занимавшегося проектированием машины по заказу АБТУ, привели к арестам руководителей проекта. А гражданская война в Испании показала бесперспективность БТ-7 — слишком уж уязвим он был для пулеметов и противотанковых орудий. К тому же инженеры-танкисты, непосредственно участвовавшие в боевых действиях на Пиренеях, однозначно высказывались за то, чтобы новый танк был именно на гусеничном, а не на колесно-гусеничном ходу.

К тому времени Кошкин вместе с подчиненными успешно завершил модернизацию БТ-7, попутно став ярым приверженцем гусеничной схемы. На том самом заседании он добился от высшего руководства страны разрешения параллельно с колесно-гусеничным создать еще и гусеничный танк.

Победа гусениц

В августе 1938 года вышли на испытания опытные образцы двух танков, отличавшихся типом движителя — колесно-гусеничный А-20 и гусеничный А-32. Размеры корпуса, силовой агрегат и башни этих танков были одинаковые. Зато ходовая часть А-32 уже получила пять опорных катков, как у будущего серийного Т-34.

Поначалу сравнительные испытания А-20 и А-32 не выявили явных преимуществ какой-либо схемы. Но Кошкин не сдавался, указывая на то, что на сборку ходовой части А-20 ушло гораздо больше времени, чем на аналогичную сборку для А-32. Кроме того, Михаил Ильич был уверен, что гусеничный танк будет гораздо лучше в условиях бездорожья. А у колесных машин там начнутся серьезные проблемы.

В сентябре 1939 года творению Кошкина выпал новый шанс: машину вместе с А-20, Т-26 и модернизированной версией БТ-7 показывали членам правительства — Микояну, Жданову, Ворошилову, Вознесенскому. Легкий изящный танк без труда преодолел все препятствия, вброд форсировал реку, поднялся по крутому обрывистому берегу и легко сбил толстую сосну. Неудивительно, что уже через три месяца еще не доведенный окончательно до ума танк был принят на вооружение РККА — как Т-34.

В начале марта 1940 года два новеньких танка Т-34 в сопровождении тягачей «Ворошиловец» отправились в пробег Харьков—Москва на «финальный показ». К сожалению, это мероприятие стало фатальным для Михаила Кошкина. Простуда и переутомление привели к пневмонии, и 26 сентября конструктор скончался, так и не узнав, насколько успешная машина появилась под его руководством.

Лучший танк

Несмотря на все хвалебные речи в адрес этой машины, Т-34 был далеко не идеальным танком. Броня была куда тоньше, чем у немецких «Пантер», да еще и имела свойство крошиться при попадании снаряда. Двигатель «у тридцатьчетверки» был чрезвычайно шумный, а из-за направленных вниз патрубков выпускной системы машина при езде по сухой грунтовке поднимала очень много пыли. Поэтому советский танк практически не имел никаких шансов застать врасплох противника.

В ранних версиях Т-34 устанавливалась 4-ступенчатая коробка передач, управление которой было очень непростым и требовало немалой физической силы. До появления танков с 5-ступенчатой коробкой водители танков часто управляли машиной вместе с радистами — до того трудно было перемещать рукоятку. А главный фрикцион (муфта сцепления), напротив, был «нежным»: когда неопытные мехводы слишком резво трогались с места, эта деталь часто выходила из строя.

Можно вспомнить еще около десятка мелких недочетов: плохую обзорность изнутри машины, плохо организованный отвод газа из боевого отделения (по этой причине многие стрелки в интенсивном бою часто падали в обморок), громко лязгающие и часто рвущиеся на маршах гусеницы… Но несмотря на все вышеперечисленное, Т-34 стал настоящим кошмаром для немецких войск.

Не очень толстая (всего 45 мм) броня благодаря углу наклона практически не пробивались 37- и 50-миллиметровыми пушками немецких танков. Обстрелы корпусов Т-34 на испытательном полигоне показывали, что верхний лобовой лист, имевший толщину угол наклона 60°, по снарядостойкости был равноценен вертикально расположенному бронелисту толщиной порядка 75-80 мм. Благодаря такому бронированию снаряды часто попросту рикошетили от машины, создав легенду о Т-34 как о неуязвимой боевой машине.

К концу войны, когда у немецких танков наконец-то появились орудия, пробивавшие броню советского «Wunderwaffe», на первый план вышла скорость и маневренность Т-34. Наши машины как по шоссе, так и по пересеченной местности передвигались гораздо быстрее тех же «Пантер». А использование широкой гусеницы обеспечивало относительно низкое давление на поверхность (порядка 0,62 кг/см2): благодаря этому Т-34 имел отличную проходимость и очень редко застревал.

Дизельный двигатель машины хоть и был очень шумным, получал в основном положительные отзывы от танкистов. Он был очень надежным и его было легко ремонтировать. Имел он и еще одно преимущество: в отличие от танков с бензиновым мотором, которые иронично называли «зажигалками», при попадании снаряда в дизельный двигатель у экипажа оставалось несколько секунд до того, как машина вспыхивала.

Производство

Серийный выпуск «тридцатьчетверки» разворачивался с большим трудом. Более того, производство Т-34 и вовсе могло не начаться. По итогам испытаний, прошедших в ноябре-декабре 1940 года, специалисты из НИИ бронетанковой техники составили отрицательный отчет о машине. Этот отчет подписал маршал Григорий Кулик, заместитель наркома обороны СССР, тем самым фактически прекратив процесс приемки Т-34.

Но создатели машины не собирались так просто сдаваться. Заручившись поддержкой замнаркома среднего машиностроения Алексея Горегляда, танкостроители добрались до начальника Кулика — Климента Ворошилова. Нарком обороны уступил напору харьковской делегации и дал добро на продолжение приемки и развертывание серийного производства.

Тем не менее, при плане выпуска в 500 единиц к 31 декабря 1940 года были построены всего лишь 115 машин. Еще 23 танка были собраны в Сталинграде, на местном танковом заводе — но из-за недочетов сборки эти машины так и не были приняты на вооружение. Наперекосяк шло буквально все: броневой завод в Мариуполе задерживал поставки, а попадавшая в Харьков броня требовала дополнительной обработки перед сборкой. Срывали все сроки поставщики дизельных моторов и подшипников, а на самом ХТЗ к тому же еще и шло параллельное производство устаревающих Т-26.

Новые Т-34. Фото: twitter FHSWman

Однако несмотря на все проволочки, в машину верили. В мае 1941 года Харьковскому и Сталинградскому танковым заводам был спущен план на постройку в общей сложности 2800 танков Т-34.

На войне

К 22 июня 1941 года у РККА на вооружении было 1225 танков Т-34. 967 из них оказались дислоцированы в западных военных округах, на которые обрушилась вся мощь немецкого блицкрига. Из-за быстрого продвижения немецких войск на восток уже в октябре того же года производство на ХТЗ пришлось свернуть — завод эвакуировали в Нижний Тагил.

Именно в этом уральском городе было налажено действительно эффективное и быстрое производство танков. Огромную роль в этом сыграла другая эвакуированная с Украины организация — Институт электросварки. Благодаря технологии, разработанной его руководителем, Евгением Патоном — автоматической сварке под слоем флюса — корпуса Т-34 пошли с конвейера непрерывным потоком.

Т-34 не раз выходили победителями из схваток с немецкими танками. Фото: elcomunista.net

В 1942 году производство танков развернули также на Челябинском тракторном заводе и в Омске на заводе № 174. Такая диверсификация, казалось бы, играла на руку Советской армии, но на деле солдаты часто сталкивались с проблемой. Когда два подбитых, но не полностью уничтоженных танка разбирали, пытаясь сделать из них одну полностью функциональную машину, оказывалось, что детали разных танков друг другу попросту не подходят!

В 1943 году благодаря появлению новых танков Вермахта у советских танкистов начались проблемы. Немецкие танковые орудия калибра 70 мм уже легко пробивали броню Т-34, при этом дальности 76-мм пушки «тридцатьчетверки» попросту не хватало для нормальной борьбы с машинами противника. Решением стала новая версия Т-34-85, где последние цифры — калибр новой, более мощной пушки. Советские танкисты высоко оценили новую версию и предпочитали вести бой именно на ней, открещиваясь от старой версии. По словам ветеранов, у 85-мм пушки был единственный недостаток — ее длина. Если при преодолении рва или канавы в дуло попадет земля или песок, при выстреле ствол мог разорваться.

Танк Т-34-85. Фото: wikimedia / CC BY 4.0

В ходе Великой Отечественной войны Т-34 проявил себя как один из лучших танков своего времени. Он хорошо зарекомендовал себя благодаря простоте в производстве и обслуживании, был хорошо приспособлен к массовому производству. Отправной точкой к вершине славы для Т-34 стала Сталинградская битва. Именно «тридцатьчетверки» освобождали от немцев Котельниково, где базировался штаб соединений фельдмаршала Манштейна. Благодаря их натиску 300-тысячная группировка немецких войск навсегда попрощалась с мыслью вырваться из Сталинградского котла.

Быстрый, с мощной пушкой и простой в эксплуатации, Т-34 стал идеальной боевой машиной для тех условий, в которых во время войны оказались советские солдаты. Не будучи идеальным, наш танк имел сильные козыри — скорость, отлично скомпонованная броня, ремонтопригодность — и никто не мог их побить. Именно Т-34 был одним из залогов поддержки боевого духа войск Красной армии — той самой невидимой, но важной субстанции, без которой победы бы никогда не случилось.

ПОДЕЛИТЬСЯ

Share on facebook
Share on whatsapp
Share on telegram
Share on vk
Share on twitter
Share on odnoklassniki