Россия и Кыргызстан 2020
21.01.2021 14:46

Власть – в одни руки!

Власть – в одни руки!

Власть – в одни руки!

 
 
Свершившиеся в Кыргызстане события очень сильно выдавались за рамки привычной нам “кыргызской революции”, хотя внешне были очень похожи на нее. Это не революция, а, если хотите, контрреволюция. И она пока что развивается вполне успешно.
 
Смысл этой контрреволюции состоит, на мой взгляд, в перестройке политической системы республики и ликвидации ненормального положения, когда у главы государства нет исполнительной власти и прямого контроля над правительством, а правительство и исполнительная власть в руках парламента, который относится к ней крайне безответственно. Все вопросы по поводу развития республики задаются президенту, а он только может руками развести, поскольку полномочий непосредственно вмешаться у него нет (ну, если только не чрезвычайная ситуация). Премьер же зависит от большой, разнородной и разношерстной группы депутатов, раздираемых внутренними склоками, которые могут скинуть его в любой момент. Правительство нормально работать не может. Терпеть такое ненормальное положение нельзя, потому что значит поставить под угрозу само существование республики.
 
Но как это сделать? Ответ простой – дискредитировать парламент. Точнее, создать условия, чтобы депутаты дискредитировали сами себя по самую макушку. После этого можно и должно поставить вопрос о конституционной реформе.
 
Поначалу и с виду все это выглядело как бунт партий, не прошедших в парламент по итогам прошедших выборов. Не столь уж редкое событие по нашим временам. Однако, обратите внимание на то, как все это происходило 6 октября 2020 года. Исчезновение власти, захват Белого дома и здания ГКНБ прошло настолько быстро и гладко, что заставляет сильно подозревать участие в этом командования силовиков и отдачу подчиненным устного приказа не сопротивляться и удрать при первом же натиске. Были ли войска и другие силовики у Жээнбекова? Были, и они появились 10 октября, взяв Бишкек под свой контроль. Почему же этого не было сделано раньше?
 
Второй любопытный момент. Президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков в самом начале событий исчез, причем исчез настолько хорошо, что никто не мог сказать, где он находится. По-моему, и сейчас мало кто знает, где именно дислоцируется ставка президента, во всяком случае бунтовщики об этом точно не знали.
Эти два обстоятельства говорят о плане, заранее подготовленном и продуманном, о плане отступить в некое специально подготовленное и тщательно охраняемое убежище, откуда можно было бы наблюдать за событиями и откуда можно было бы управлять силовиками. Убежище должно быть в таком случае с линиями связи, то есть построено и оборудовано заранее.
 
Итак, президент исчез, сохранив за собой контроль за силовиками. Зачем? Ответ довольно очевиден – чтобы дать возможность партийно-парламентским бунтовщикам разгуляться и на некоторое время почувствовать себя хозяевами положения. Чтобы получше проявить их лицо. В слова-то теперь мало кто верит, а вот дела и события – это веское доказательство.
 
Они и разгулялись. События 6-10 октября настолько невероятны, что вообще нелегко поверить, что такое могло быть на самом деле. Склоки нескольких советов, дележка власти, разные самозванцы, драки на улицах. И все это увенчало назначение Садыра Жапарова премьер-министром. С юридической точки зрения Жапаров – беглый заключенный, сбежавший из мест отбывания наказания. Сам или с помощью – тут закон различий не делает. Я ничего не слышал о том, что Жапаров получил реабилитацию перед своим назначением. Беглый зэк в качестве премьера – вот что породил Жогорку Кенеш КР.
 
Всем прекрасно известно, как я отношусь с Алмазбеку Атамбаеву. Но я должен признать, что он в своем определении депутатов как “чимкириков” был прав и точен. Я его критиковал за это высказывание. Но теперь-то что мы можем сказать по существу? Чтобы двинуть беглого зэка в премьеры это надо быть людьми без мозгов совершенно. Если уж без Жапарова нельзя было обойтись, то сначала надо было устроить заседание Верховного суда КР, который бы выдал ему реабилитацию, если он не виноват и дело было возбуждено незаконно. А так получилось изнасилование законности. И кем? Законодательным органом республики!
 
Феликс Кулов пишет, что решение по Жапарову было принято без кворума, то есть оно незаконно. Скорее всего, он прав. Действительно, 51 наличный депутат – это очень мало для такого решения. А остальные 69 депутатов где? Убежали и спрятались? Ну и кто они, если не “чимкирики”?
В общем, мерзкая история получилась. Парламент себя дискредитировал непредставимым прежде образом.
 
Далее, возникает вопрос, а что же две наиболее могущественных в республике клики Жээнбековых и Матраимовых не выступили в защиту итогов выборов? Они же победили на выборах! Следовательно, у них были все законные права требовать утверждения результатов голосования. Никаких доказательств массовых фальсификаций представлено не было, иностранные наблюдатели не нашли нарушений. Если они этого не сделали, значит у них были веские тому причины.
 
Во-первых, клики должны были поделить власть, примерно так: Жээнбекову – силовики, Матраимову – правительство и экономика. Но по итогам голосования вышло так, что “Биримдик” получил большинство, и раздела в рамках сложившейся системы не произошло. Власть должен был делить Жээнбеков, под постоянным давлением других партий в парламенте и под крики с улицы. Как бы не поделил, все равно получится плохо и будут недовольные. Поэтому от этого варианта решено было отказаться.
 
Во-вторых, ввиду чрезвычайной ситуации в республики и последствий эпидемии встал вопрос вообще о том, кто будет рулить. Двоевластие президента и премьера (как марионетки парламента) в таких условиях очень опасно для всех. Премьер, зависимый от парламента, – фигура неустойчивая, есть 120 каналов на него влияния от депутатов, а на депутатов влияют всякие другие лица с разнообразными интересами. Слишком много дверей во власть получается, и за всеми не уследишь.
 
Поэтому, на мой взгляд, отмена выборов – это шаг к перестройке системы власти и переходу к президентской форме правления, когда глава государства имеет исполнительную власть и назначает правительство, а парламент одобряет. Форма, проверенная практикой, более прочная, более эффективная. Веская причина, чтобы отказаться от результатов победных выборов.
В-третьих, нужно переписать конституцию и проголосовать ее. Недовольных и противников будет много. Вот их как раз и нужно смести с политической доски, полностью дискредитировать их так, чтобы ни у кого никаких сомнений не возникало. Им дали возможность покуролесить, и по итогу народ возопил – да что это за люди такие, давайте их погоним к черту!
 
В республике уже стали склоняться к чрезвычайным полномочиям Жээнбекова. Феликс Кулов уже предложил, чтобы беглый зэк не сделался и.о. президента. Хорошее решение, на мой взгляд. Насчет заявления Жээнбекова об отставке, тут я бы хотел напомнить Кулову, что угроза отставкой – это старый прием политической борьбы, использованный несчетное количество раз. Он и сейчас сработал. У Кулова же появилась идея наделить Жээнбекова чрезвычайными полномочиями, чтобы не оказаться перед лицом хаоса и уличных драк, так что прием оказался эффективным.
 
В принципе, да. Ничего, кроме чрезвычайных полномочий президента, не остается. Не взывать же к депутатам, большая часть из которых сбежала, а остальные двинули беглого заключенного в премьеры.
Пусть Жээнбеков возьмет в свои руки всю власть, назначит временного уполномоченного по делам правительства, поскольку есть много вопросов, не терпящих отлагательства.  Спасти республику от распада – важнейшая задача.
 
Дальше неизбежно придется переписывать конституцию и передавать исполнительную власть президенту. Так, по крайней мере, появится одно ответственное лицо, и внутри республики, и в зарубежной дипломатии, за дела Кыргызстана, к которому можно апеллировать. С разрушительным двоевластием (точнее даже многовластием) давно пора покончить.
 
Потом должен быть референдум по конституции, и после него выборы в новый ЖК КР уже по новой конституции. Только давайте уже покончим с неграмотными депутатами. Надо ввести порядок, чтобы в законодательный орган республики не попадали юридически неграмотные лица. ЦИК КР должен экзаменовать кандидатов в депутаты на знание законодательства и запрещать выдвигаться тем, кто законов не знает. Знание законов – это требования допуска к законодательной работе. Мы же не терпим, чтобы автомобиль водил человек, не знающий правил дорожного движения, или что самолетом управлял человек, не обученный пилотированию. Мы же не можем себе представить, чтобы операцию проводил человек, не имеющий диплома врача и специальной подготовки. Вот нельзя терпеть законодателей, не знающих законов. Кто хочет быть законодателем, тот должен знать кодексы Кыргызстана наизусть, или, во всяком случае, близко к тексту.
 
Власть исполнительную и силовую нужно передать в одни руки, чтобы не иметь ситуации хаоса, драк и грабежей. Глава же государства и решит, кто ему будет помогать, как и на каких условиях.
 
Автор: Дмитрий Верхотуров, Москва
Поделиться в whatsapp
Поделиться в telegram
Поделиться в vk
Поделиться в twitter
Поделиться в odnoklassniki

ПОХОЖИЕ