После пандемии высшее образование уже не будет прежним

После пандемии высшее образование уже не будет прежним

После пандемии высшее образование уже не будет прежним

Эксперты по образовательной политике считают, что после окончания пандемии учебные заведения не захотят полностью возвращаться к привычному формату обучения. Россию ждет расцвет онлайн-образования. Впрочем, проблем ожидается тоже немало.
Министр науки и высшего образования Валерий Фальков 25 марта сообщил на пресс-конференции в Доме Правительства РФ, что министерство рассматривает возможность перевода части итоговой аттестации в вузах в онлайн для профилактики коронавируса. «Что касается итоговой аттестации… сейчас внимательно анализируем ситуацию с тем, как организовать итоговую аттестацию, потому что есть преддипломные практики, они являются важнейшей частью учебного процесса. И часть этих практик невозможно организовать онлайн», – заявил Фальков. Также он подчеркнул, что все подведомственные Министерству науки и высшего образования РФ вузы перешли на дистанционное обучение, всего по России такое решение приняли 80% вузов.
Напомним, что еще 16 марта Министерство науки и высшего образования выпустило рекомендацию вузам перевести студентов на дистанционное обучение из-за угрозы заболевания коронавирусной инфкцией. И предложило использовать электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. Напомним также, что еще в декабре прошлого года в Госдуме РФ предложили рассмотреть возможность введения в федеральное законодательство понятия «интернет-образование», сделать его лицензируемым видом деятельности.
По словам Валерия Фалькова, 80% учреждений высшего образования работают в штатном режиме, 27% испытывают периодические сбои. У 10% высших учебных заведений их инфраструктура не обеспечивает подключение всех обучающихся. И 4% сделать этого не могут, по словам министра Фалькова, «в принципе». Налицо неготовность их инфраструктуры, пропускной способности каналов к значительно выросшей нагрузке. Совместно с телекоммуникационными компаниями «отрабатываются модели расширения каналов».
Не менее серьезно стоит проблема поведения преподавателей и руководителей образовательных программ в условиях перехода на дистанционное обучение. Кстати, тема преподавательской готовности к онлайн критична не только в РФ. Например, по данным исследовательской компании Bay View Analytics, в США 1,5 млн преподавателей и 70% из них никогда не вели занятия в виртуальном пространстве.
О том, как преподавателю быстро перейти работать в формат онлайн, сообщается в памятках Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Методические материалы содержат, в частности, рекомендации о выборе площадки для взаимодействия со студентами, об использовании элементов контроля, об организации процедуры создания лекций (онлайн или в записи), о возможностях размещения лекций на YouTube.
«Мы рекомендуем создавать дополнительные учебные материалы, потому что онлайн-дисциплины – это не просто видеолекции, но и система оценивания, методическое сопровождение, набор памяток, инструкций, сопровождающих дистанционную деятельность студента, который не должен чувствовать себя покинутым», – рассказала директор по онлайн-обучению ВШЭ Евгения Кулик на заседании рабочей группы. По ее мнению, если в вузе нет своей LMS (Learning Management System), можно оперативно использовать мощности социальных сетей – создать сообщество «ВКонтакте», где зарегистрировано 90% студентов страны: размещать там файлы, делать объявления, устраивать трансляции.
Но дело перевода на онлайн-рельсы учебных программ – это не только забота самих преподавателей. Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов считает, что решение о переводе тех или иных курсов в дистанционную форму должны принимать не cтолько сами преподаватели, как это делается сегодня на местах, сколько те, кто управляет образовательным процессом.
В общем, судя по всем начавшимся работам, онлайн-образование имеет все шансы сделать большой рывок. Как это повлияет на вузовскую систему в дальнейшем? Что будет после спада эпидемии? Профессор, академический руководитель «Медиакоммуникации» ВШЭ НИУ Александр Куприянов заявляет, что после эпидемии высшее образование уже не будет таким, каким было раньше: «Однозначно мы окажемся одним из тех университетов, которые полностью не вернутся в офлайн, и то же самое произойдет с нашей программой. С каждым годом мы будем сокращать офлайн-часть процесса обучения».
Благодаря вирусу, считает Куприянов, у университетов появилась прекрасная тестовая площадка для использования новых технологий в образовании.
Другие ректоры высказываются более осторожно. По их мнению, никогда виртуальное образование не вытеснит традиционное. И эта осторожность понятна. Онлайн-образование, резко вырвавшись вперед, создаст конкуренцию традиционному образованию. А к этому пока никто не готов. В том числе и морально, сообщает “Независимая газета”.

ПОДЕЛИТЬСЯ

Share on facebook
Share on whatsapp
Share on telegram
Share on vk
Share on twitter
Share on odnoklassniki