Трудовые мигранты – это рабы?

Трудовые мигранты – это рабы?

Трудовые мигранты – это рабы?

Избиение сотрудниками Росгвардии большой группы мигрантов в Хабаровске 12 декабря 2019 года, на мой взгляд, имеет много важных аспектов, имеющих значение для политических и экономических отношений России и Кыргызстана. Всем им нужно уделить внимание.
Важное, на что нужно обратить внимание, так это на то, что этот акт произвола, на мой взгляд, имеет характер межнациональной розни. Росгвардейцы задержали работников общественного транспорта, среди которых были граждане Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана, под предлогом проверки документов. Бойцы Росгвардии не имели на это право! Однако, как следует из рассказов пострадавших, некоторые из которых попали в больницу, никакой проверки документов не проводилось, и сразу после доставки задержанных началось их длительное избиение и оскорбление их достоинства, различные угрозы и требования уезжать обратно. Надо подчеркнуть, что задержанные не оказывали никакого сопротивления, да и были задержаны после долгого рабочего дня. Что еще может быть причиной такого поведения сотрудников Росгвардии, если не неприязнь к национальности мигрантов?
Вопрос об отношении к мигрантам из стран Центральной Азии в России еще будет рассмотрен отдельно. Сейчас же больше уделим внимание правовым и экономическим моментам этого инцидента.
Трудовая деятельность граждан Кыргызстана в России имеет большое значение. Во-первых, они производят продукцию, выполняют работу и оказывают услуги, то есть приносят российским работодателям прибыль. Это источник налоговых и неналоговых поступлений в российский бюджет. Только в Москве граждане Узбекистан и Таджикистана и др. в год покупают трудовых патентов на сумму порядка 14 млрд. рублей ни сами выступают потребителями российских товаров, которые покупают для себя. Это большой объем. В январе-марте 2019 года граждане Кыргызстана перевели на родину более 500 млн. долларов или 31 млрд. рублей. Они отправляют часть заработка, тогда как другую тратят на себя. Если считать, что в среднем кыргызский работник в России посылает на родину половину своего заработка, а другую половину тратит в России, то еще 31 млрд. рублей они истратили в России – более чем 10 млрд. рублей в месяц! Фактически, это экспортный рынок, который приехал в Россию. Кроме того, переводы на родину также частично идут на оплату импортированных из России товаров. Иными словами, трудовые мигранты в России это экспортный рынок, который, если взять всех вместе мигрантов из стран Центральной Азии, может составлять 4-5 млрд. долларов в год или примерно третью часть от российского экспорта вооружений (14 млрд. долларов в 2018 году).
Так что, трудовые мигранты приносят России большие экономические и политические выгоды. С этой точки зрения бить и унижать их крайне неразумно.
Эти выгоды, как для России, так и для стран Центральной Азии, в том числе и Кыргызстана, могли бы быть еще большими, если бы полностью работало законодательство и соблюдались бы все их права.
Главная проблема трудовых мигрантов в России состоит в том, что работодатели часто нарушают Трудовой кодекс РФ, не заключают с ними трудовых договоров и нанимают нелегально. Это позволяет им уклоняться от налогов и социальных выплат, получать больше прибыли. Нелегального работника можно эксплуатировать как угодно, заставлять его работать сутками. Обычные жалобы клиентов такси на то, что водители из стран Центральной Азии работают сутками, сильно уставшими, и подвергают пассажиров риску – это как раз последствия нелегального найма. Работника, нанятого без трудового договора, всегда можно “кинуть”, не заплатить ему денег за работу. Жаловаться ему некуда, в суд не пойдешь. К тому же, работник без денег просто не может заниматься хождением по судам.
Трудовой договор для мигранта – это основа его прав в России, это основание для его пребывания в России. Поэтому, когда работодатель не оформил ему трудовой договор, он превратил фактически мигранта в нелегала, вынудил его нарушать российские законы. Если же работодатель его еще и “кинул”, не заплатив денег, то тем самым он вынудил его нарушать миграционное законодательство. Мигрант без денег не может купить билет на самолет, когда истек срок его законного пребывания, выехать и снова въехать, чтобы оформить свое пребывание по закону. Теперь его в любой момент могут задержать, подвергнуть штрафу и выслать с запретом въезда в Россию. Это потому, что сам мигрант хочет нарушать законы? Нет, конечно. Для любого, кто приехал работать в Россию, – это очень ценная возможность заработка, от которого никто не откажется. Работы на родине для них нет. Сам мигрант очень заинтересован, чтобы работать и работать по закону. Но его вынуждают законы нарушать.
Далее, для них есть и другая ловушка. В 2018 году вступил в силу закон ФЗ-163 о том, что иностранные граждане должны становиться на миграционный учет по адресу фактического проживания. Если же такой иностранный гражданин живет не по месту своего миграционного учета, то на него могут наложить штраф и выдворить за пределы России. Граждане Кыргызстана, которые живут в России семьями, очень страдают от этого закона, поскольку он касается даже школьников. По российскому Кодексу об административных правонарушениях (КОАП), этот закон распространяется на лиц с 16 лет. То есть, за проживание не по месту миграционного учета могут выдворить из России и тех граждан Кыргызстана, которые учатся в старших классах средней школы. Их могут выдворить отдельно от родителей!
Закон есть закон. Но он не учитывает, что граждане Кыргызстана в России живут почти все в арендованных квартирах, большинство владельцев квартир не соглашаются регистрировать
иностранцев, квартиры часто меняются, в общем есть бытовые трудности с жильем, которые очень затрудняют выполнение требования этого закона. Коррумпированные полицейские имеют все возможности на этом наживаться и вымогать взятки с таких вот вынужденных нарушителей. Они устраивают облавы, задерживают, а потом требуют взяток, угрожая выдворением. Мигрант-нелегал беззащитен, из него можно выколачивать взятки сколь угодно долго. Мигрант, вынужденно и без собственного умысла нарушивший законодательство, по существу превращается в раба, которого эксплуатируют самым изощренным способом. Иногда мигранты становятся жертвами конкурентной борьбы. По некоторым сведениям, которые нельзя нельзя подтвердить или опровергнуть, хабаровский инцидент с избиением был связан с тем, что ООО “Васильев”, где работали избитые, монополист на рынке услуг общественного транспорта, и это могло быть связано с переделом рынка. Так это или нет, покажет расследование обстоятельств.
Тем не менее, в свете этих обстоятельств массовое избиение мигрантов в Хабаровске заставляет ставить вопрос более жестко. Это что, террор? Как еще воспринимать почти двухчасовое избиение без какой-либо причины и повода, если не как запугивание мигрантов? А для чего тогда это унижение и запугивание проводится? Чтобы мигранты смирились со своим положением бесправных людей, де-фактов рабов? На эти вопросы следует дать ответ.
Именно с хабаровским инцидентом дело, возможно, дойдет до объективного разбирательства. Во всяком случае, первый заместитель министра внутренних дел России, генерал-полковник полиции Александр Горовой заверил главу Госслужбы миграции Кыргызстана Болотбека Ибраимжанова, что будет проведено тщательное расследование и возбуждено уголовное дело. Посол Кыргызстана в России Аликбек Дженкшенкулов также держит ситуацию под своим личным контролем.
Однако же, ситуация требует разрешения в целом. Сейчас трудовые мигранты отданы, по существу, в руки полиции и Росгвардии, которые, если захотят, могут совершить над ними любой произвол. Как этот вопрос разрешить?
Если в России хотят, чтобы трудовые мигранты работали и приносили немалую экономическую выгоду, то нужно навести порядок в этой сфере, в первую очередь исключив злоупотребления и нарушения прав мигрантов с российской стороны (особенно по части трудовых договоров). Подавляющее большинство трудовых мигрантов заинтересовано в том, чтобы работать и работать законно. Те же, кто въезжает в Россию с криминальными целями, обычно или члены организованной преступности, или агенты террористических организаций; их не столь много и ими должны заниматься соответствующие службы ФСБ и МВД РФ. Тем более, что между Россией и странами Центральной Азии давно есть тесное сотрудничество по борьбе с оргпреступностью и терроризмом.
Если в России считают, что присутствие трудовых мигрантов из стран Центральной Азии, и из Кыргызстана в частности, нежелательно, например, в целях защиты своего рынка труда, то тогда стоит “закрыть границы“, то есть запретить им приезжать и работать совсем. Правда, это сильно ухудшит отношения России с Кыргызстаном, который вступил в ЕАЭС и его граждане имеют права
Если же сохранится нынешнее положение, в котором трудовые мигранты фактически бесправные рабы, то что тогда можно предпринять? Наверное, только “закрыть границы” с другой стороны, например, когда Кыргызстан, ввиду явных нарушений прав своих граждан в России и неспособности российских органов эти нарушения пресечь, просто будет отзывать своих граждан обратно и направлять их на работу в другие страны, где к ним отношение будет лучшим и где их права будут уважать.
На мой взгляд, лучше первый вариант, поскольку другие варианты неизбежно приведут к резкому ухудшению отношений с Россией и различным, труднопредсказуемым политическим последствиям, с огромным ущербом и для России тоже.
Асилбек Эгембердиев, журналист 

ПОДЕЛИТЬСЯ

Share on facebook
Share on whatsapp
Share on telegram
Share on vk
Share on twitter
Share on odnoklassniki